Хоссо-сю

Хоссо-сю 法相宗 («школа видов дхарм») — одна из шести яп. буд. школ периода Нара (VII в.), продолжающая традицию кит. школы фасян-цзун. Основывалась на доктринах виджнянавады. В Японии формирование X. традиционно связывается с именем Досё (629-700), к-рый обучался в Китае у первого кит. патриарха школы фасян Сюань-цзана. Название X. было взято из «Сутры о понимании глубокой тайны» (санскр. «Самдхинирмочана-сутра»). Также именовалась юисики-сю («школа „только-сознания"») и юга-сю («школа йоги»). Осн. канонич. текстами являются указ. сутра (в пер. на кит. яз. Сюань-цзана), а также «Рассуждения о [ступенях просветления учителей] йоги» (санскр. «Йогачарабхуми-шастра»), трактат «Рассуждения о достижении понимания „только-сознания"» (кит. «Чэн вэйши лунь»), к-рый был составлен Сюань-цзаном на основе инд. коммент., и прежде всего Дхармапалы.

Учение X. состоит из трех разделов: классификация буд. доктрин, учение о дхармах, сотериологич. доктрины. Буд. доктрины в X. подразделяются на три вида: 1) учение о дхармах и теория причинности; 2) учение о пустоте дхарм; 3) учение о Срединном пути не-пустоты и не-существования. В основе учения о дхармах X. лежал тот же принцип исследования дхармического уровня бытия, что и в школе куся-сю, однако в X. наиболее значимыми считались дхармы, относящиеся к сознанию — виджняне (ежи). Все типы сознания в трактовке X. в конечном счете являются проявлением «только-сознания» (юисики), к-рое отождествляется с абсолютом. С понятием абсолюта в учении X. связаны представления о бытии как об «отсутствии собственной природы» (мудзисё) у всех видов дхарм. X. выделяла восемь видов дхарм, к-рые образуют три типа сознания: «активное», включающее шесть форм чувственного сознания (року-сики); систематизирующее, или «разделяющее» (мана-сики); «сознание-хранилище» (арая-сики, или дзо-сики); Арая-сики (санскр. алая-виджняна), в свою очеред, также разделяется на три вида (сансо): 1) «собственный вид» (дзисо), в к-ром хранятся «семена-сознания»; 2) «вид внутренне присущей причины» (инсо), являющийся причиной разнообразия дхарм; 3) «вид плода» (касо) как результат деятельности ранее существовавших дхарм. Дхармы появляются из «сознания-хранилища» при помощи «семян- сознаний» под воздействием «разделяющего сознания». Этот процесс называется «искуриванием аромата» (кундзю), в результате к-рого, по теории X., происходит восприятие индивидом собственного «я» и окружающего мира.

Различное восприятие действительности объяснялось существованием разных видов «семян»: изначально существующих и новых — универсальных и индивидуальных, «хороших» и «плохих». Для стимулирования процесса «искуривания хороших семян», в соответствии с доктринами X., следовало контролировать деятельность «разделяющего сознания», к-рое негативно оценивалось идеологами X. как разграничивающее объект и субъект и признающее реальным единичное. Подавление «разделяющего сознания», в трактовке X., способствует обретению праджняпарамиты — «чистого знания», ведущего к просветлению. Понятие праджняпарамита являлось основополагающим в сотериологич. доктринах X.

Согласно классификации X., существует четыре вида живых существ, обладающих «хорошими семенами», ведущими к просветлению и обуславливающими появление «плода будды»: 1) «слушающие голос» (сёмон); 2) «самостоятельно идущие к просветлению» (энгаку); 3) «имеющие природу бодхисаттвы» (босацу); 4) «имеющие неопределенную природу» (фудзё), т.е. наделенные «хорошими семенами» первых трех категорий. В дополнение к описанным четырем видам выделялась отдельная категория иччхантиков (иссэндай), у к-рых отсутствовали «хорошие семена». X. была разработана доктрина о двух типах «природы будды»: «природа будды как принцип» (ри-буссё) и «природа будды как деяние» (гё-буссё). «Природа будды как принцип» считалась абсолютом, к-рый присутствует в каждом живом существе, однако из-за своей пассивности не оказывает никакого воздействия на феноменальное бытие. В отличие от нее «природа будды как деяние» являлась активной, способной трансформироваться из потенциальной в реальную. За это утверждение X. не раз подвергалась критике со стороны других махаянских школ (напр., тэндай-сю). Философия X. в дальнейшем разрабатывалась как теоретиками самой школы (Токуицу, IX в.), так и представителями др. буд. школ — Робэном (кэгон-сю, VIII в.) и Дзёкэем (тэндай-сю, XII в.).


Лит.: Додзю С. Хоссо-сю коё (Очерк школы хоссо) II Цудзоку буккё какусю коё (Очерк всех буддийских школ, предназначенный для мирян). Токио, 1899; Уи Хакудзю. Буккё сисо кэнкю (Исследование буддийской мысли). Токио, 1943; Радхакришнан С. Индийская философия. Т. 1. М., 1956; Буккё сэйтэн (Буддийские священные писания). Токио, 1974; Дайдзё буттэн (Словарь махаянского буддизма). Т. 2. Токио, 1974; Игнатович A.Н. Буддизм в Японии: Очерк ранней истории. М., 1981; Kochumutton Th. A Buddhist Doctrine of Experience. N.D., 1982; Matsunaga Alicia, Matsunaga Daigan. Foundation of Japanese Buddhism. Vol. 1-2. Tokyo, 1987; Буддизм в Японии. M., 1993; Васубандху. Абхидхармакоша / Пер., введ., коммент. и исслед. Е.П. Островской и В.И. Рудого. СПб., 1994.

Е.С. Лепехова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика