Сюань-цзан

Сюань-цзан 玄奘 (600/602, совр. Гоушичжэнь округа Яньши пров. Хэнань, — 664) — знаменитый кит. буд. мыслитель эпохи Тан (618-907), основатель буд. школы вэйши-цзун («школа только-сознания»), переводчик и комментатор буд. лит-ры, путешественник. С ранних лет был приобщен к буддизму. В 10-летнем возрасте (по др. данным, в возрасте 13 или 15 лет) поступил послушником в монастырь Цзинту в Чанъани, затем в Чэнду принял постриг. Учился у разных наставников, изучал абхидхарму, виною. Особый интерес проявил к соч. Асанги «Махаяна- санграха-шастра» (кит. «Шэ да шэн лунь» — «Пояснение махаяны» или «Введение в махаяну»). Асанга и его брат Васубандху (IV-V вв.) по традиции — основоположники йогачары (виджнянавады), представляющей направление махаяны, основанное на абхидхармических принципах. Ко времени ученичества С. в Китай уже проникли и были переведены на кит. яз. основные канонич. тексты этого учения. Побывав в различных местах Китая в поисках новых сочинений виджнянавадинов и учителей, к-рые могли бы разъяснить непонятные ему аспекты доктрины, С. написал прошение на имя танского имп. Тай-цзуна об отправке в Индию, но не получил удовлетворительного ответа. Когда императорский двор вследствие тяжелого неурожая издал указ, позволявший монахам самим изыскивать средства к существованию, С. отправился в 629 в Индию.

Его путь, описанный им в соч. «Дай Тан си юй цзи» («Записки о Западном крае, [составленные] в эпоху Тан»; частичный рус. пер.: Н.В. Александрова, 2008) проходил через Синьцзян, страны Средней Азии, Гиндукуш. В последующие века история странствований С. обросла легендами. Он стал популярным персонажем ср.-век. кит. романа, в т.ч. знаменитого «Путешествия на Запад» («Си ю цзи»; рус. пер.: А. Рогачев, 1959) У Чэн-эня (ок. 1500-1582), в к-ром его именуют Трипитакой (Сань-цзан). Более трех лет он был в пути, пока не прибыл в монастырь Наланда на севере Индии. Там С. стал учеником Шилабхадры, к-рый был учеником Дхармапалы — наиб, авторитетного после Асанги и Васубандху учителя йогачары. Дхармапала, в свою очередь, был учеником Дигнаги — последователя учения Васубандху и одного из основателей буд. логики. Под рук-вом Шилабхадры С. изучал санскрит, буд. логику, соч. Асанги «Йогачарабхуми-шастра». С. пробыл в монастыре Наланда пять лет, приобрел славу великого знатока Дхармы. Покинув его, отправился на юг Индии, в Непал и Ассам.

Во время странствия С. посещал известных буд. наставников, участвовал в философских и религ. диспутах, изучал не только доктрину йогачаров, но также сочинения мадхьямиков. В 645 С. вернулся в Чанъань и был принят имп. Тай-цзуном. С. привез с собой в Китай большое кол-во буд. сочинений (по одной из версий — 657) и активно занялся переводом буд. текстов. С. не только переводил буд. сочинения, но и стремился совершенствовать технику перевода, как его предшественники Дао-ань (312-385) и Кумараджива (343-413). Он ввел новые принципы транскрипции, указав пять классов санскр. слов, к-рые следует не переводить на кит. яз., а передавать в транскрипции: 1) слова «тайного характера», напр, дхарани; 2) многозначные слова, напр, бхагаван; 3) слова, обозначающие то, чего нет в Китае, напр, дерево джамбу; 4) слова, к-рые со времен Кашьяпы Матанги (см. Кашьяпа) передаются в кит. транскрипции (ануттара-самъяк-самбодхи); 5) слова, сохранение оригинального звучания к-рых «порождает благо, напр., [слово] праджня внушает почтение, а [перевод] „мудрость" (чжи хуй) [рождает иллюзию] простоты [понимания]». Переводы С. и его учеников получили название «новых переводов». С. и его ученикам принадлежат переводы праджняпарамиты сутр, наиболее значительным достижением является перевод свода 16 сутр, объединенных под назв. «Махапраджняпарамита-сутра» («Сутра великой праджняпарамиты», ТСД, № 1), в 600 цз. Сам С. впервые перевел с кит. яз. на санскрит даос, канон «Дао дэ цзин», на санскрите написал соч. «Хуй цзун лунь» («О постижении учения»), к-рое было затем переведено на кит. яз., но санскр. оригинал был утерян. Несмотря на титанический труд по переводу праджняпарамитских текстов, С. оставался приверженцем традиций виджнянавадинов. Переводы С. на кит. яз., в т.ч. «Самдхинирмочана-сутра» («Сутра, раскрывающая глубокие тайны»), трактат Васубандху «Тримшика-виджняпти-карика» (кит. «Вэй ши сань ши лунь сун» — «Тридцать суждений и гимнов о только-сознании»), сыграли огромную роль в становлении созданной им школы виджнянавадинского направления фасян-цзун, или «школы свойств дхарм» (санскр. дхарма-лакшана), др. назв. вэйши-цзун. Основополагающим текстом школы стал «Трактат об установлении/ постижении [учения о] только-сознании/разуме» («Чэн вэй ши лунь»), составленный С. на основе трактата Васубандху «Тримшика-виджняпти-карика» и десяти комментариев к нему инд. авторов. Мировоззренческим ориентиром школы стало базисное положение йогачаров о сознании как единственной реальности. Обоснование этого положения строилось в контексте абхидхармической теории, к-рая получила интерпретацию, несколько отличную от классич. схем, изложенных в «Абхидхармакоше». В теории дхарм школы фасян основной акцент приходится на дхармы сознания, к-рые составляют первую, главную группу дхарм. Остальные группы дхарм, а их пять в классификации дхарм школы фасян, рассматриваются как характеристики функциональных свойств дхарм сознания. В анализе восьми дхарм сознания, рассмотренных как восемь сознаний, присутствуют детально разработанные схемы, отражающие процесс возникновения иллюзии ощущения собственного «я» как самости, осознания воспринимаемых впечатлений как внешних по отношению к собственному «я», формированию внутри сознания оппозиции внешнего мира и «я», субъекта и объекта. Проблема постоянства и преемственности формирующихся внутри сознания впечатлений о собственном «я» и внешнем мире решаются на уровне восьмого сознания — алая-виджняны («сознание-хранилище»), в к-ром хранятся в виде «семян» (санскр. биджа) все впечатления предыдущих семи сознаний и к-рое зависит от этих сознаний, своего рода поставщиков впечатлений, или «семян». Большое внимание в трактате С. уделяется проблеме «истинной таковости» (кит. чжэнь жу, санскр. бхутататхата). Хотя школа фасян не пользовалась в Китае большой популярностью и просуществовала недолго, тем не менее концепция сознания как единственной реальности, рассмотренная с абхидхармических позиций, оказала большое влияние на многих буд. мыслителей эпохи Тан, определила их филос. мироощущение.


Соч.: Сюань-цзан. Чэн вэй ши лунь (Трактат о становлении только- сознания) // Да Мин сань цзан шэнь цзяо (Священное учение Трипитаки Великой Мин). [Б.м., б.г.], папки 378, 379; он же. Дай Тан си юй цзи (Записки о западном крае, [составленные в правление] Великой [династии] Тан). Пекин, 1955; У Чэн-энь. Путешествие на Запад: Роман: В 4 т. / Пер. с кит., вступ. ст. и примеч. А. Рогачева. М., 1959; Фрагменты уйгурской версии биографии Сюань-цзана / Транскрипция, пер., примеч. и указ. Л.Ю. Тугушевой. М, 1980; Шихуа о том, как Трипитака Великой Тан добыл священные книги (Да Тан Сань- цзан цюй цзин шихуа) / Пер. с кит., вступ. ст. и примеч. Л.К. Павловской. М, 1987; Александрова Н.В. Путь и текст: китайские паломники в Индии. М, 2008.
Лит.: Тан Юн-тун. Хань Вэй Цзинь Нань-бэй-чао фоцзяо ши (История буддизма в [эпохи] Хань, Вэй, двух Цзинь, Южных и Северных династий). Т. 1. Пекин, 1963; Ch'en K.S. Buddhism in China. Princ, 1964; Хуан Чанъ-хуа. Фоцзяо гэ цзун да и. Вэйши цзун (Основное содержание учения буддийских школ. Школа вэйши). Тайбэй, 1973; Чжунго фоцзяо (Китайский буддизм). Т. 2. Пекин, \1982; Дагданов Г.Б. Школа фасян в истории китайского буддизма // Источниковедение и историография истории буддизма. Страны Центральной Азии. Новосиб., 1986. С. 100-110; Розенберг О.О. Труды по буддизму. М, 1991; У Сян-жу. Фоцзяо гэ цзун да и (Основное содержание учения буддийских школ). Пекин, 2004; Ленков П.Д. Философия сознания в Китае. Буддийская школа фасян (вэйши). СПб., 2006; Янгутов Л.Е. Традиции праджняпарамиты в Китае. Улан-Удэ, 2007.

Л.Е. Янгутов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика