Хуаянь-цзун

Хуаянь-цзун 華厳宗 (кит.) — «школа [Сутры] цветочной гирлянды», др. назв. фацзе- цзун — «школа дхармадхату („мира дхарм")». Одно из ведущих и наиболее философски ориентированных направлений кит. буддизма. Свое учение основывает на «Аватамсака-сутре» (кит. «Хуа янь цзин» — «Сутра цветочной гирлянды»), частично сохранившейся в Индии под назв. «Гандавьюха-сутра» и в первый раз (из трех) ок. 420 переведенной в 60 цзюанях (главах) Буддхабхадрой (359-429). Особо важной признается гл. «Жу фа цзе пинь» («Глава о вступлении в дхармадхату»). В школе X. почитаются также «Махапаринирвана-сутра» («Да бо непань цзин» — «Сутра паринирваны») и «Махаяна-шраддхотпада-шастра» («Да шэн ци синь лунь» — «Шастра о пробуждении веры в махаяну»).

Основателем X. традиционно считается Ду-шунь (VI-VII вв.), автор трактата «Хуа янь фа цзе гуань» («О созерцании дхармадхату [по учению] „Хуа- янь [цзин]"»; рус. пер.: Л.Е. Янгутов, 1982), 2-м патриархом — Чжи-янь.

В действительности основал школу и систематизировал ее учение Фа-цзан (VII — нач. VIII в.). Ему наследовал Дэн-гуань, преемником к-рого стал Цзун-ми (VIII-IX вв.). После него начинается длительный упадок школы. Однако еще неск. столетий она оставалась основной «доктринальной» (цзяо) буд. школой, по влиянию уступая лишь школам «созерцательного» (чань) характера, уделявшим особое внимание религ. практике и использованию методов психотехники. Школа X. не имеет инд. аналога. Для нее характерен интерес к собственно фил ос. проблематике, широкое использование терминологии классич. кит. философии.

В учении X. сочетаются положения двух ведущих направлений классич. буддизма — мадхьямаки (см. также Саньлунь-цзун) и виджнянавады (см. также Вэйши-цзун). Осн. идеи последней дополнены учением мадхьямаки об «истинной реальности», существующей в качестве объективного внерефлективного бытия (санскр. татхата, бхута-татхата, кит. чжэнь жу). Это привело к активному усвоению мыслителями школы X. инд. доктрины татхагата-гарбхи (кит. жулай цзан — «вместилище „так приходящего"») — абсолютного и единого субстратного сознания, выступающего источником не только эмпирич. видов сознания, но и порождающего их «сознания-сокровищницы» (санскр. алая-виджняна, кит. алайе ши, цзан ши), к-рое считается исходным в виджнянаваде. Татхагата-гарбха рассматривается в качестве единого «я» всего сущего.

На основе этой доктрины мыслители школы X. разработали оригинальное холистическое учение о «беспрепятственном [взаимопроникновении] принципов и вещей/дел» (ли шиу аи; см. Ли-ши). Оно рассматривает мир как единый универсум, все элементы — дхармы — к-рого образуют одно целое, полностью присутствующее в каждом из этих элементов. Универсум в сочинениях X. часто уподобляется или сети из драгоценных камней, отражающих друг друга, или со всех сторон окруженному зеркалами образу будды, к-рый до бесконечности в них отражается. Используя понятие «принцип» (ли), разработанное философами школы сюань-сюэ, мыслители X. описывали совершенное, нирваническое (см. Нирвана) состояние «единого сознания» (и синь; см. Синь) как совокупность содержащихся друг в друге «принципов»: они пребывают в таком же единстве с вещами эмпирич. мира, также являющимися аспектами «единого сознания», в к-ром «все сущее едино». Школа X. предполагала детальный анализ уровней и состояний бытия по принципу ши сюань («десять сокровенных»), подразумевающему такие критерии, как целостность, единство, различия, тождество и варианты их диалектич. взаимодействия. Мудрец, достигший состояния будды, осознает единство мира и свое тождество с универсумом как «единым сознанием», выходя из иллюзорного мира рождений-смертей (см. Сансара). Школа X. рассматривала свое учение как высшее и совершенное — «единственную колесницу» (и шэн) буддизма. Доктрины всех др. буд. школ оценивались как ступени к постижению хуаяньской философии или ее частные аспекты.

В рамках X. возникали различные направления. Так, в XI в. монахом Кун Цин- цзюэ была создана «школа белого облака» (байюнъ-цзун, по назв. монастыря Бай- юнь-ань в Ханчжоу), разделившая буд. учения на 10 категорий (из к-рых высшей — «колесницей Будды» — провозглашалась школа X.) и придерживавшаяся принципа «единства трех учений». Эта школа, последователи к-рой не принимали монашеского пострига, с 1202 неоднократно запрещалась имп. указами. Взгляды X. оказали значительное влияние на формирование неоконф. учения о соотношении «принципа» и «пневмы» (ци) и на разработку ряда др. филос. проблем. Учение X. проникло в Корею (VII в., школа хваом) и Японию (VIII в., школа кэгон-сю).


Соч.: Цзун-ми. Чаньские истины / Пер. Е.А. Торчинова, К.Ю. Солонина. СПб., 1998.
Лит.: Chan G.C.C. The Buddhist Teaching of Totality. The Philosophy of Hwa-Yen Buddhism. University Park-London, 1971; Verdu A. Dialectical Aspects in Buddhist Thought: Studies in Sino-Japanese Mahayana Idealism. Kansan-New York, [1974]; Фан Дун-мэй. Хуаянь-цзун чжэсюэ (Философия школы хуаянъ). Тайбэй, 1981 ; Янгутов Л.Е. Философское учение школы хуаянъ. Новосиб., 1982; Cleary Th. Entry into the Inconceivable: An Introduction to Hwa-Yen Buddhism. Honolulu, 1983; Игнатович A.H. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987. С. 237-252.

Е.А. Торчинов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика