Хуй-нэн

Хуй-нэн 慧能 638, Синьчжоу (совр. Синьсиндун пров. Гуандун), — 713. 6-й патриарх школы чань-цзун (см. также Чань-сюэ), основоположник южн. ветви (нань цзун) чань, впоследствии ставшей ортодокс, направлением в кит. чань-буддизме. Мирская фамилия Лу, родился в семье чиновника. В раннем детстве потерял отца, рос в нужде, не имея возможности получить образование, стал дровосеком. По преданию, услышав, как некий прохожий декламировал «Алмазную сутру» (санскр. «Ваджраччхедика-праджняпарамита-сутра», кит. «Цзинь ган цзин»), обрел «внезапное просветление» (дунь у). Узнав, что 5-й чаньский патриарх Хун- жэнь в Хуанмэй (пров. Хубэй) проповедует эту сутру, отправился к нему и стал послушником в его монастыре. Однажды Хун-жэнь для того, чтобы выбрать преемника, приказал всем монахам сочинить гатхи (стихотворные тексты). Поскольку X. был неграмотен, то попросил одного юного послушника записать сочиненную им гатху. Прочитав ее, Хун-жэнь понял, что его преемником должен стать X., и якобы тайно передал ему патриаршие регалии — рясу и чашу, сделав его 6-м патриархом чань.

После этого X. вернулся на юг и провел в отшельничестве 16 лет. В 676 в монастыре Фасин-сы (Наньхай пров. Гуандун) был официально возведен в духовный сан. В 677 отправился в Шаочжоу (совр. Шаогуань пров. Гуандун) и поселился в монастыре Баолинь-сы. По просьбе монахов и мирян-буддистов читал проповеди о «тайном учении» праджняпарамиты в шаочжоуском монастыре Дафань-сы, передавая последователям «внезнаковые предписания» и распространяя «внезапное учение», т.е. учение о «внезапном просветлении». Неоднократно получал приглашения от имп. двора прибыть в столицу, но отклонял их. Танский император Сянь- цзун посмертно даровал ему титул «Великое зерцало».

Центр, место в учении X. занимала концепция «внезапного просветления», детально обоснованная в «Сутре помоста шестого патриарха» («Лю цзу тань цзин»), составленной на основе конспективных записей его высказываний, проповедей и бесед. В то время на севере Китая получило широкое распространение учение о «постепенном просветлении» (цзянъ у), проповедуемое его соперником Шэнь-сю, считавшимся законным наследником Хун-жэня и 6-м патриархом чань. Борьба между сторонниками и противниками этих концепций, вызвавшая раскол школы чань на южн. и сев. ветви, резко обострилась после смерти X., вылившись в споры о том, кто является законным преемником 5-го патриарха чань, а значит, и какая концепция должна считаться ортодоксальной. Только спустя полвека после смерти X. его ученик Шэнь-хуй (VII-VIII вв.) доказал превосходство южн. ветви над северной и добился офиц. признания X. законным преемником Хун-жэня, а Шэнь-сю — узурпатором. В результате «Сутра помоста шестого патриарха» была канонизирована, а концепция «внезапного просветления» стала господствующей в теории и практике чань-буддизма. Его последующее развитие было в той или иной степени связано с развитием принципов, к-рые выдвинул и обосновал X.


Лит.: Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М., 1975, указ. (Хой-нэн); Чжунго фо-цзяо (Китайский буддизм). Т. 2. Шанхай, 1989. С. 171-174; Судзуки Д.Т. Очерки о дзэн-буддизме. Ч. 1-3. СПб., 2002-2005, указ. (Хуэй-нэн, Эно).
См. также лит. к ст. «Лю цзу тань цзин».

Н.В. Абаев

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика