Хуй-юань

Хуй-юань, мирская фамилия Цзя. 334, Лоуфань (совр. уезд Дайсянь пров. Шэнь-си), — 416. Кит. буд. монах, мыслитель. Одна из гл. фигур в ранней истории амидаизма, на кит. почве представленного школой цзинту-цзун. Известен как «старший Хуй-юань» в отличие от «младшего Хуй-юаня» — буд. мыслителя эпохи Суй (581— 618). Сведения о жизни и творчестве содержатся в «Гао сэн чжуань» («Жизнеописания достойных монахов», цз. 6) и позднейших кит. буд. сочинениях. 14 произведений X. полностью или частично вошли в кит. буд. свод «Да цзан цзин». X. получил традиц. конф. образование, увлекался даос, лит-рой. В 20-летнем возрасте встретился с Дао-анем, стал его любимым учеником, знатоком «Махапраджняпарамита-сутры». По преданию, в буд. проповеди удачно применял цитаты из даос, трактатов, что вызвало одобрение Дао-аня. В 384 (по др. версии, в 381) обосновался в горах Лушань, в монастыре Дуньлинь-сы, вскоре стал влиятельным патриархом буддизма на юге, а его монастырь — крупным центром буд. культуры, известным своими учеными, философами, художниками, поэтами и притягательным и для монахов, и для мирян.

X. трансформировал даос, императив «долголетия» (чан шоу) в идею возрождения в Чистой земле (цзин ту) будды Амитабхи. В 402 X. со своими учениками Лю И-минем, Чжоу Сюй-чжи, Би Инь-чжи, Цзун Бином и др. в храме дал обет перед образом будды Амитабхи всем вместе возродиться в Чистой земле. Всего одновременно с ним обет дали 123 ученика, 18 из них вместе с X. составили организованное им Общество белого лотоса (байлянъ-шэ). Среди них были два инд. монаха — Буддхаяшас и Буддхабхадра. Хотя Общество белого лотоса первоначально было представлено монахами-отшельниками, не ведшими проповеди среди мирян, X. считается 1-м патриархом вышедшей из общества «школы Чистой земли» (цзинту-цзун), ставшей одной из самых массовых религ. орг-ций в странах Дальнего Востока; к школе же X. восходит обобщающее наименование крупнейшей средневековой сектантской традиции байлянь-цзяо. X. обосновывал необходимость подчинения традиц. морали и социальным нормам, в т.ч. власти отца и государя, для тех, кто живет в миру; но утверждал, что после вступления на буд. путь освобождения от оков бытия законы мира утрачивают свое значение по сравнению с новыми жизненными критериями («Шамэнь бу цзин ванчжэ лунь» — «Суждения/ Шастра о том, что шраманы не чтут царей»).

В переписке с Кумарадживой акцентировал проблему истинной «сущности будды» как «тела закона» (санскр. дхарма-кая); доказывал тождество нирваны и дхарма-каи как неизменной «сущности» — санскр. лакгиана («Фа мин лунь» — «Суждения/Шастра о сущности дхарм»); отстаивал тезис «о неуничтожимости души» (шэнь бу ме) при исчерпании «телесной формы».

Обосновывал буд. учение о воздаянии («Сань бао лунь» — «Суждения/Шастра о трояком воздаянии», «Мин бао ин лунь» — «Суждения/Шастра об уяснении [идеи] воздаяния»), подчеркивал необходимость практики созерцания (санскр. дхьяна), связывая ее с проблемой познания. В поэтич. произведениях — славословиях Будде — широко использовал даос, терминологию и образность, вызвав восхищение у своего современника — знаменитого поэта Се Лин-юня.


Соч.: Хуэй-цзяо. Жизнеописания достойных монахов (Гао сэн чжу- ань) / Пер. М.Е. Ермакова. Т. 2. СПб., 2005. С. 69-85, указ. (Хуэй- юань).
Лит.: Щуцкий Ю.К. Даос в буддизме // Восточные записки. Т. 1. Л., 1927; Chou Hsiang-Kuang. A History of Chinese Buddhism. Allahabad, 1956; Zürcher E. The Buddhist Conquest of China. Vol. 1. Leiden, 1959; Ch'en K.K.S. Buddhism in China: A Historical Survey. Princ, 1964; Фан Ли-тянъ. Хуй-юань юй ци фо-сюэ (Хуй-юань и его учение о буддизме). Пекин, 1983; Чжунго фо-цзяо (Китайский буддизм). Т. 2. Пекин, 1989. С. 32-36; Поршнева Е.Б. Религиозные движения позднесредневекового Китая: Проблемы идеологии. М., 1991; Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма. СПб., 1994.

Е.И. Хантаева, А.Г. Юркевич

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика