И-син

И-син -行, мирская фамилия Чжао. 683, уезд Чанлэ, окр. Вэйчжоу (совр. уезд Наньлэ, пров. Хэнань), — 727. Кит. буд. монах, последователь «тайной школы» (мицзун; см. также Ваджраяна), астроном и географ. Происходил из семьи чиновника. В 10-летнем возрасте написал коммент. к «Тай сюань цзин» («Канон Великой тайны») Ян Сюна (53 до н.э. — 18 н.э.). Его соч. «Да янь лунь» («Суждения о Великом расширении») посвящено нек-рым проблемам ицзинистики. После смерти родителей в возрасте 21 года принял монашеский постриг, учился у мастеров сев. ветви школы чань-цзун, изучал тексты уставов-винаи. В 717 как специалист по астрономии и топографии был приглашен имп. Сюань-цзуном в Чанъань. Был учеником инд. монахов Шубхакарасимхи и Ваджрабодхи.

Предложил компромиссную классификацию направлений буддизма, признающую их равенство как выражающих разные аспекты единого учения Будды. Все методы достижения «просветления» преподаны буддой Вайрочаной, предложившим разные пути спасения в соответствии с неодинаковой природой живых существ, их разными пристрастиями и судьбами. Признавая в соответствии с доктриной ваджраяны наличие в учении Будды экзотерического и эзотерического аспектов (соответственно «проявленного учения» и «тайного», или «быстрого», пути к спасению), утверждал, что «открытое» учение — это внешняя сторона «тайного», а последнее есть «коренное» учение Будды. Согласно предложенной им классификации, учение Будды подразделяется на четыре «колесницы» (санскр. яиа): шраваков («слушателей»), пратьекабудд («единолично пробужденных»), бодхисаттв и «тайную колесницу» ваджраяны. Две первые входят в «малую колесницу» (хинаяна), две вторые — в «великую колесницу» (махаяна). Хинаяну он сравнивал с колесницей, запряженной бараном, махаяну — с колесницей, запряженной лошадью, а ваджраяну — с мудрецом, к-рый способен мгновенно перемещаться одним движением мысли.


Лит.: Чжоу И-лян. Тан дай ми-цзун («Тайная школа» в эпоху Тан). Шанхай, 1996; Чэн Чжи-лян, Хуан Мин-чжэ. Чжунго фо-цзяо (Китайский буддизм). Пекин, 1996.

Л.Л. Курбатова

Кисти И. принадлежат «Комментарии к Сутре о Великом солнце» (кит. «Да-жи цзин шу»), формально представляющие собой запись толкования «Махавайрочана-сутры» (кит. «Да-жи цзин») Шубхакарасимхой. Центральные положения буд. эзотеризма сформулированы здесь в рамках понятийного аппарата, характерного для китаизированного буддизма. Рассуждения о «тайном учении» И. сопровождает многочисл. цитатами из «Лотосовой сутры» («Саддхармапундарика-сутра») и др. махаянских сутр. Трактат И. стал базисным для изучения догматики эзотерич. буддизма как в Китае, так и в Японии.

Несмотря на выдающуюся роль в распространении «тайного учения» в Китае, И. (как и Шубхакарасимха) не был включен в генеалогическую линию восьми главных патриархов эзотерич. буддизма, начинающуюся с будды Махавайрочаны, а был отнесен к восьми патриархам, «распространявшим и державшим [Дхарму/ Учение/Закон]» (кит. чуань ни).


Лит.: Ch'enK. Buddhism in China: A Historical Survey. Princ, 1964; Yamasaki T. Shingon: Japanese Esoteric Buddhism. Bost.-L., 1988; Игнатович A.H. Буддийская философия периода Хэйан // Буддийская философия в средневековой Японии. М, 1998.

По материалам А.Н. Игнатовича

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика