Игёдо

Игёдо 易行道 (яп., кит. и сип дао) — «легкий путь», «путь легкой практики». Термин обозначает один из двух путей достижения состояния будды, названных в гл. 9 «Комментария к „Дашабхумика-[сутре]"» / «Комментария к [„Сутре] десяти стадий [духовного роста]"» (санскр. «Даша- бхумика-вибхаша-шастра», кит. «Ши чжу пипоша лунь», яп. «Дзюдзюбибасярон») основоположника мадхьямаки Нагарджуны (II — нач. III в.), сохранившегося в кит. переводе. «Легкий путь» состоял в возглашении имен будд для принятия на себя их «силы» спасения. «Легким путем» спасения могли следовать те, кто не обладал достаточными способностями. Этому пути противопоставлялся «путь трудной практики» (яп. нангёдо, кит. нань син дао), к-рый предполагал обретение просветления с помощью собственных усилий, усердного следования различным практикам в течение многих кальп.

В Китае и Японии данная классификация легла в основу догматики амидаизма. Основатели школ Чистой земли (см. Цзинту-цзун), в части. Тань-луань (476- 542), отождествляли «легкий путь» с практикой «памятования будды [Амиды]» (яп. нэмбуцу, кит. нянь фо), заключавшейся в уповании на «силу другого» (яп. тарики, кит. та ли) для перерождения в раю будды Амиды (см. Амитабха) благодаря вере в его обет спасти все живые существа.

A.A. Михалев

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика