Игуань-дао

Игуань-дао 貫道 (кит. «Путь, пронзающий Единым») — одно из крупнейших кит. синкретических религ. объединений. Широко распространено на Тайване и в кит. диаспоре, особенно в странах Дальнего Востока и Юго-Вост. Азии. Название, восходящее к высказыванию Конфуция из «Лунь юя» («Суждения и беседы»): «Мой путь — пронзать Единым», подразумевает непрерывную передачу мистич. духовного учения первомудрецов через организации И. На Тайване известно также как тянь-дао («Путь Неба») и яданъ-цзяо («учение утиных яиц»), что связано с отказом его последователей от мясной пищи.

И. многое заимствовало из доктрины «Белого лотоса» (байлянь-цзяо). Идейно и организационно оно вышло из общины дунчэюэнь-тан («Зал раскатов грома с Востока»), к-рой в нач. XX в. руководил Лу Чжун-и, называвший себя «спустившимся с небес буддой Майтреей» (см. Майтрея). Он и ввел в оборот назв. И. Власти считали об-во еретическим, обвиняли его в проповеди «поклонения злым духам». Собственно история И. началась с деятельности его преемника Чжан Гуан-би, к-рый назвал себя «первопатриархом» (ши-цзун) и в 30-х гг. привлек к себе немало последователей. После его смерти (1947) об-во разделилось на неск. направлений и сект.

В основе доктрины И. лежит идея религ. синкретизма, выраженная формулой «поклоняясь Небу, объединяем пять учений воедино». «Пять учений» — это конфуцианство, буддизм, даосизм, христианство и ислам, но в большинстве организаций И. превалирует буд. литургика. Единство «пяти учений» обосновывается в концепции «передачи Пути-дао» (дао тун). Первыми носителями «Пути Неба» на земле стали мифические «три императора и пять правителей», затем Лао-цзы, Конфуций, его ученики Янь Юань, Цзы Сы и Мэн-цзы. Далее Путь перешел в Индию, к Будде, и вернулся в Китай в V в. с 28-м патриархом буддизма Бодхидхармой. Он открыл чань-буддийский (чань-сюэ) этап «передачи Пути». В цепь «передачи Пути» включаются также основатель дунчэюэнь-тан Ван Цзюэ-и и Чжан Гуан-би.

По учению И., «небесные формы» имеют на земле свои эквиваленты. Все во вселенной состоит из трех компонентов: структурообразующего «принципа» (ли), материал ообразующей «пневмы» (ци) и «образов» (сян). По отношению к человеку «образы» соответствуют физич. телу, «пневма» — дыханию, а «принцип» — внутр. природе. «Принцип» объективируется как тело «природы будды» и Нерожденной праматери (У-шэн лао-му), верховного божества И. и ряда других синкретич. сект, являясь истоком всего сущего. «Пневма» — это проявление «Великого предела» (тай цзи) и взаимопереходов противоположных космич. сил инь-ян, «образы» — вещи феноменального мира.


Лит.: Groothers W. Une société secrète moderne I-kuan-tao // Folklore Studies. 1946. No. 3; Ли Ши-юй. Сяньцзай Хуабэй мими цзунцзяо (Тайные религиозные учения на севере современного Китая). Чэнду, 1948. С. 1-8; Ли И-туань. Шэхуй бяньхуа юй цзунцзяо гунъи (Социальные изменения и религиозные верования) // Чжунъян яньцзююань миньцзу яньцзюсо цзикань. Тайбэй, 1984. С. 19-22; Фаньдун хуй даомэнь цзяньцзе (Краткий обзор реакционных тайных сект). Пекин, 1985. С. 1-13; Тертщшй K.M. Китайские синкретические религии в XX веке. М., 2000.

A.A. Маслов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика