Икэда Дайсаку, Икеда Дайсаку

Икэда Дайсаку, Икеда Дайсаку 池田大作 (род. 1928) — яп. буд. мыслитель, философ, писатель, поэт, педагог, президент буд. орг-ции Сока гаккай (1960-1979), с 1979 — почетный президент. Лауреат международных премий (в части., Премии мира ООН, награды «За гуманность» Верховного комиссара по делам беженцев при ООН), почетный доктор и профессор около 300 ун-тов мира.

И.Д. род. в Токио в семье торговца водорослями. В возрасте 14 лет стал рабочим на сталелитейном комбинате. После войны окончил отделение политики и экономики ун-та Тайсэй гакуин (ныне ун-т Токио Фудзи). В 1947 под влиянием известного педагога и математика Тоды Дзёсэя начал изучать буд.учение Нитирэна и вступил в Сока гаккай.

3 мая 1960 стал третьим президентом Сока гаккай. С приходом И.Д., к-рый был уверен в том, что духовные ценности учения Нитирэна должны находить свое отражение не только в религ. мире в узком смысле этого слова, но и в реальной жизни индивида и об-ва, Сока гаккай наряду с распространением учения Нитирэна начинает деятельность в сфере борьбы за мир, культуры и образования.

В 1961 создал политич. федерацию «Комэй», а в 1964 — одноименную партию. Вскоре после вступления в должность президента начал формировать организации Сока гаккай в разных странах мира. В 1975 по его инициативе они были объединены в Сока гаккай интернэшнл.

Диалоги И.Д. с видными совр. мыслителями опубликованы отдельными книгами. В числе его собеседников были Р. Куденхов-Калерги, А. Тойнби, А. Мальро, Р. Гюйг и др. Диалоги И.Д. с представителями различных культур продолжаются и поныне. В основе этих диалогов лежит буд. идея гуманизма: он утверждает, что разнообразные системы деятельности человеч. об-ва, в т.ч. наука, искусство, образование, промышленность, политика и даже религия, утрачивают смысл, как только происходит их отчуждение от человека, что они являются лишь инструментами реализации счастья людей. С этой позиции И.Д. стремится посредством диалога к объединению представителей разных культур в поисках ответа на вызовы совр. мира, в поисках путей преодоления мировых кризисов и созидания более гуманной и мирной цивилизации на Земле. Буд. гуманизм И.Д., в соответствии с к-рым человек призван сыграть созидательную роль для гармоничного сосуществования человека и природы, различных человеческих сообществ, основывается на учении о «неприкосновенности жизни» и «взаимосвязанности возникновения и существования всего сущего».

В центре внимания И.Д. как мыслителя находятся проблемы человека, жизни и цивилизации. Фил ос. фундаментом его взглядов являются «Лотосовая сутра» (санскр. «Саддхармапундарика-сутра») и учение Нитирэна. Утверждение последнего о присутствии «будды внутри каждого человека» лежит в основе мировоззрения и всей деятельности И.Д., к-рый неустанно прилагает усилия для того, чтобы сделать буд. идею «неприкосновенности жизни» достоянием для всего человечества. И.Д. раскрывает проповеди Нитирэна как созидательное учение, практикуемое и применимое в повседневной, реальной жизни каждого человека и всего об-ва. Он возрождает древнюю философию буддизма как учение, понятное нынешнему об-ву и близкое душе совр. человека.

И.Д. развивал три осн. направления деятельности для возрождения буд. практики. Во-первых, движение за мир, ненасилие и охрану окружающей среды — как практику «уважения другого», пример к-рой был подан бодхисаттвой Садапари- бхутой, описанным в «Лотосовой сутре». Во-вторых, движение за развитие культуры, искусства и науки — как совр. форму практики «стирания страданий и принесения радости», к-рую проводили бодхисаттвы Манджушри, Самантабхадра, Бхайшаджьяраджа, Авалокитешвара и др. В-третьих, деятельность для развития образования, что соответствует идее присутствия «будды внутри каждого человека». «Лотосовая сутра» утверждает: в человеч. жизни заложены великие ресурсы, раскрытие и реализация к-рых являются целью буд. учения. Весьма символично то, что И.Д. воплотил в жизнь идею сока («созидание ценностей»), выдвинутую Макигути Цунэсабуро, путем создания образовательной системы «Сока», включающей учебные заведения всех уровней: с детского сада до докторантуры. В романе «Революция в душе человека» И.Д. пишет: «Великая революция, совершаемая в душе одного человека, со временем может оказать мощное воздействие на трансформацию кармы целой страны и в конечном счете даже может открыть возможность изменения кармы всего человечества». Свершение такой революции в душе каждого индивида, утверждает И.Д., послужит основой для изменения общества, страны, окружающей среды и нашего мира в целом к лучшему. И.Д. является автором многих произведений, к-рые отражают широкий спектр его разносторонних интересов и включают поэзию, научные труды, работы по проблемам политики и цивилизации, филос. труды о буддизме и др.


Соч.: Икэда Дайсаку. Нингэн какумэй (Революция в душе человека). Т. 1. Токио, 1965; он же. Сокровенный закон жизни и смерти. Беседы о сутре Лотоса. СПб., 2003; он же. Верить в человека. Письма буддийского учителя Ничирена Дайшопина. СПб., 2004; Избери жизнь. Диалог Арнольда Дж. Тойнби и Дайсаку Икэды. М, 2007; Горбачев М., Икеда Д. Моральные уроки XX века. Диалоги. М, 2011.
Лит.: Нэмпу: Икэда Дайсаку (Хронология жизни Икэды Дайсаку). Т. 1-2. Токио, 1989; Сока кёику кэнкю / Journal of Soka Education Research. 2006. No. 5.

Тайра Сунао

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика