Индрии

Индрии (санскр. indriya, букв, «принадлежащее Индре» — подразумевается сила и мощь верховного ведийского бога Индры) — в буддизме общее обозначение способностей человека: физич., психич. и духовных (последним придается первостепенное значение). В Сутта-питаке (см. Типитака) перечисляются пять духовных И.: 1) убеждение или вера (пали саддха) в то, что Будда Шакьямуни достиг пробуждения (бодхи); 2) энергия (пали вирия, санскр. вирья) — способность совершать усилия (четырех разновидностей); 3) осознавание (санскр. смрити) в отношении четырех баз (тела, чувств, сознания и ментальных объектов); 4) концентрация (самадхи) с целью практики четырех ступеней медитации (дхьяна); 5) мудрость (праджня) — понимание Четырех благородных истин (см. Чатвари арья сатьяни). Неизменно подчеркивается, что главной из этих И. является мудрость.

Термин И. имеет в буддизме и традиционное общеинд. значение способностей или органов чувств, познания: зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания, а также ментального познания с помощью манаса. Первые пять, называемых иногда «внешними И.» (бахья-индрии), следует отличать от соответствующих частей тела, хотя последние часто носят их названия, а также от манаса, считающегося иногда «внутренней И.». Согласно буддистам, пять чувственных И. состоят из тонкой прозрачной сенсорной материи (санскр. бхута-прасада), к-рая невидима и не создает препятствия для др. форм материи. Орган зрения — это сенсорная материя глаза (пали чаккху-пасада), состоящая из атомов четырех элементов (махабхута) с преобладанием огня, способная воспринимать видимые объекты; орган слуха — сенсорная материя слуха с преобладанием акаши (пространства, эфира), заключенной в ушной раковине (пали сота-пасада), способная воспринимать звук; орган вкуса — сенсорная материя языка (джихва-пасада) с преобладанием воды, способная воспринимать вкус; орган обоняния — сенсорная материя внутри носовой полости (гхана-пасада) с преобладанием ветра (дыхание), способная воспринимать запах; осязание — сенсорная поверхность тела (кая-пасада) с преобладанием земли, способная к тактильным ощущениям. В «Висуддхимагге» происхождение сенсорной материи И. объясняется кармой, к-рая возникает в результате желания (тришна) видеть, слышать и т.п. Учение о природе И. основано на принципе «подобное воспринимает подобное». Каждая из И. воспринимает прежде всего качества того элемента, к-рый в ней доминирует. Этим объясняется невозможность видеть без света (элемент огня), обонять огонь, чувствовать на вкус ветер и т.п. В отличие от инд. школ, к-рые считают, что каждая И. сформирована лишь из атомов «своего» элемента, буддисты полагают, что она состоит из атомов всех элементов при преобладании в них к.-л. одного. Именно по преобладающему элементу И. и получает свою специализацию (не случайно Васубандху в нач. 2-й кн. «Абхидхармакоши» толкует значение термина И. как «преобладающий фактор»). Однако качества преобладающих элементов в самих И. не проявлены: если бы зрачок излучал видимый свет, то глаза людей светились бы в темноте, как глаза животных. Все школы признают, что, создавая важнейшее условие для восприятия объектов, И. не могут воспринимать сами себя, и поэтому их существование является объектом логич. вывода.

Инд. философы спорили о том, что считать И.: нек-рые присоединяют к основным пяти И. еще и манас как орган восприятия внутр. состояний; санкхъя насчитывает десять И. — пять внешних и пять способностей к действию: артикуляция, манипуляция, передвижение, испражнение и размножение, многие из школ — шесть (вкл. манас в число И.). В палийской Абхидхамма-питаке (см. Абхидхармы тексты) имеются списки из 22 И.: шесть традиционных (см. выше), а также женственность (иттх-индрия), мужественность (пурис-), витальность (дживит-), удовольствие (сукх-\ боль (дуккх-), радость (саманаса-% грусть (доманасса-), уравновешенность (упеккха-), пять духовных И. (см. выше); три И. высшего прозрения: 1) уверенность в способности познать неизвестное (ананнятанняссамит-), 2) высшее прозрение (ання-) и 3) сверхчувственные способности «того, кто знает» (аннятання-индрия). Одним из важнейших условий функционирования И. филос. школы признают их контакт (санникарша) с объектами, нек-рые школы (санкхья, вайшешика, ньяя и веданта) считают все И. «контактирующими» (прапъякари); буддисты полагают, что к их числу относятся только обоняние, осязание и вкус, а зрение и слух воспринимают свои объекты на расстоянии (апрапъякари); джайны признают «дистантным» только зрение. Вместе с тем никто из инд. философов не утверждает, что И. являются субъектом чувственного восприятия: глаз не может видеть, ухо — слышать и т.д. без активности сознания. В буддизме И. рассматриваются как осн. база (аятана) для возникновения соответствующего перцептивного распознавания (виджняна); именно по И., а не по объекту и определяется спецификация соответствующего распознавания и его обозначение как зрительного, слухового и т.п.


Изд.: Rhys Davids C.A.F. (ed). Buddhist Manual of Psychological Ethics of the Fourth Century B.C. A Translation, Now Made for the First Time, from the Original Pali, of the First Book in the Abhidhamma Pïtaka Entitled Dhamma-Sangani (Compendium of States or Phenomena). L., 1900; Aung S.Z., Rhys Davids C.A.F. (transi). Compendium of Philosophy (Translation of the Abhidhammattha-sangaha). L., 1910 (Pali Text Society); Baсубандху. Абхидхармакоша. Индрия-нирдеша // Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Раздел 1. Дхату-нирдеша, или Учение о классах элементов. Раздел 2. Индрия-нирдеша, или Учение о факторах доминирования в психике / Пер. Е.П. Островской, В.И. Рудого. М.., 1998. С. 117-295; Buddhaghosa. The Path of Purification: Visuddhimagga / Transi, from Pali by Bhikkhu Nänamoli. Chapter XV. The Bases and Elements (Äyatana-dhatu-niddesa). Seattle, 1999; A Comprehensive Manual of Abhidhamma: The Abhidhammattha Sangaha of Äcariya Anuruddha / Bodhi, Bhikkhu (ed.). Seattle, 2000.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика