Иппэн

Иппэн 一遍 (1239, пров. Иё, ныне преф. Эхимэ, — 1289, Хёго-но цу, совр. Кобэ) — религ. реформатор, буд. мыслитель, основатель амидаистской школы дзи-сю. Носил монашеские имена Дзуйэн и Тисин, известен также как Юге сёнин («Странствующий святой»). В 1248 принял монашество в школе тэндай-сю. В 1251 стал учеником Сётацу из школы сэйдзан — дочерней школы дзёдо-сю, но в 1263 вернулся к мирской жизни и обзавелся семьей. Спустя несколько лет вторично стал монахом и начал странствовать по стране, поклоняясь святым местам. С 1275, когда, по преданию, И. получил откровение во время паломничества в храм Кумано, он начал проповедовать учение, синтезировавшее идеи амидаизма, школ дзэн-сю, кэгон-сю, сингон-сю с элементами синто, и применять оригинальные практики. К числу таких практик относились странствия, сопровождающиеся раздачей деревянных амулетов (фусан), на к-рые была нанесена молитвенная формула нэмбуцу («памятование будды [Амиды]») — «Наму Амида буду» («Слава будде Амиде!»). В др. школах амидаизма такие амулеты вручались только тем, в ком «пробудилась вера». Новшество И. заключалось в том, что он начал раздавать амулеты всем без исключения, даже неверующим, подтверждая тем самым, что единожды произнесший нэмбуцу уже заслужил спасение. Др. введенной И. формой практики были массовые танцы с произнесением имени Амиды (одори-нэмбуцу).

И. отказался от трактовки Чистой земли — важнейшей категории амидаизма — как особого мира, удаленного пространственно, в к-ром истинно верующие могут переродиться после смерти, и стал рассматривать ее как состояние сознания, преобразованного в результате просветления. Возрождение в Чистой земле будды Амиды (санскр. Амитабха), являющееся конечной целью всех амидаистских учений, интерпретировалось И. как реализация в себе «природы будды» (буссё), слияние воедино с абсолютным бытием, воплощенным в имени будды Амиды. Описания Чистой земли в сутрах И. расценивал как «уловку» (хобэн) для привлечения адептов. И. был первым из последователей амидаизма, кто попытался дать каждому полную гарантию спасения благодаря произнесению нэмбуцу даже при отсутствии веры. До него говорилось лишь о возможности спасения, к-рая могла воплотиться или нет в зависимости от кармы живого существа, от праведности его жизни и силы веры. При произнесении имени Амиды, согласно И., сознание человека становилось сознанием Амиды, действия — действиями Амиды, слова — словами Амиды, а жизнь — жизнью Амиды. И. утверждал, что противопоставление Чистой земли и мира саха, или «загрязненной земли», является заблуждением, т.к. на самом деле они тождественны. Также он считал ложным различение между «собственными силами» (дзирики) и «силой другого» (тарики).


Соч.: Иппэн сёнин гороку (Запись высказываний святого Иппэна). Токио, 1916; No Abode: The Record of Ippen / Transi, by Hiroto D. Kyoto. Berk., 1997.
Лит.: Охаси Сюнно. Иппэн. Соно кодо то сисо (Иппэн. Его деятельность и взгляды). Токио, 1971; Накорчевский A.A. Религиозно-философское учение средневекового японского мыслителя Иппэна (1239— 1289). Автореф. канд. дис. М, 1990; Буддизм в Японии. М, 1993. С. 209-210.

Ф.В. Шведовский

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика