Итигу-о тэрасу

Итигу-о тэрасу — を照らす (букв. «Освети свой угол») — социорелиг. движение, организованное в 1969 яп. буд. школой тэндай-сю. Его название было взято из «Рокудзёсики» («Правила в шести статьях») — соч. Сайте, основателя школы тэндай, в к-ром говорилось о мудреце, «освещающем все уголки страны», являющемся ее «истинным сокровищем» (кокубо). Цель движения — привлечь новых последователей, укрепить связи с прихожанами, создать в глазах общественности новый, привлекательный образ школы тэндай.

Одним из достижений И. можно считать создание спец. программы «Три практики». Первая практика— «Гармоничное сосуществование» (охрана окружающей среды, бережное обращение с природными ресурсами), в основе к-рой лежит буд. принцип взаимозависимости всего сущего (см. Пратитья самутпада). Одновременно «Гармоничное сосуществование» подразумевает возвращение к традиц. яп. об-ву. По мнению лидеров тэндай-сю, в погоне за материальным благосостоянием об-во утратило представление об истинных человеческих ценностях, чем объясняется распад семей, снижение уровня рождаемости и высокий процент самоубийств.

Второй практикой является «Служение», направленное на добровольное участие в общественных проектах. Этот пункт подразумевает участие в волонтерском движении всех без исключения последователей тэндай-сю, как монахов, так и мирян. «Служение» имеет два направления: международное и внутреннее. Международное направление выражается прежде всего в сотрудничестве школы тэндай с ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН), а также в создании фондов для помощи нуждающимся в странах «третьего мира». Внутреннее направление — это привлечение добровольцев в Японии для реализации социальных проектов и благотворительности.

Третья практика — «Жизнь». Смысл ее заключается в осознании счастья родиться в человеческом теле, т.к. по буд. классификации из всех десяти видов живых существ только люди могут постигнуть учение Будды. Поскольку люди обязаны своей жизнью родителям и предкам, то должны относиться к ним с особым почтением. Для этого, как полагают представители И., следует возродить традиц. ин-т яп. семьи, почитающей своих предков и тем самым тесно связанной с буд. храмом. Возрождение в Японии традиции культа предков в каждой отдельно взятой семье должно привести к возрождению не только моральных и духовных ценностей в целом, но и традиц. буддизма в частности.


Лит.: Гэндай буккё-о сиру дайдзитэн (Большой словарь современного буддизма). Токио, 1980; GronerP. Saicho: The Establishment of the Japanese Tendai School. Berk., 1984; Касивара Юсэн. Нихон буккё си киндай (Современная история японского буддизма). Токио, 1990; Хикита Сэйдзин. Буккё сякайгаку кэнкю (Исследование социологии буддизма). Токио, 1991; Davis W. Japanese Religion and Society: Paradigms of Structure and Change. Albany, 1992; Буддизм в Японии. M., 1993; Итигу-о тэрасу ундо сандзю сюнэн кинэнси (Празднование 30-летней годовщины движения «Итигу-о тэрасу»). Токио, 1999; Окубо Рёсин. Тэндай // Нихон буккё-но кэнкю хо: рэкиси то тэмбо (Способы исследования японского буддизма: история и перспективы). Киото, 2000; Covell S.G. Japanese Temple Buddhism: Worldliness in a Religion of Renunciation. Honolulu, 2005.

E.C. Лепехова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика