Дзи-сю

Дзи-сю 時宗 («школа часов», «школа благоприятного случая») — школа яп. буддизма, основанная Иппэном (1239-1289). По учению Д., освобождения можно достичь только путем «памятования будды [Амиды]» (нэмбуцу), причем достаточно «однократного памятования» (итинэн). Вера не важна, нужно лишь повторять нэмбуцу, чтобы будда Амида (санскр. Амитабха) своей силой — «силой другого» (тарики) смог спасти всех людей. Гл. текстом Д. считается стихотворение Иппэна «Шесть знаков, десять миров, десять тысяч деяний среди людей» («Року дзю ман нин»). Д. опирается также на три сутры о Чистой земле (см. Дзёдосин-сю), «Сутру цветочной гирлянды» (санскр. «Аватамсака-сутра»), «Лотосовую сутру» (санскр. «Саддхармапундарика-сутра»). Осн. содержание учения Д. — призыв к «памятованию будды [Амиды]»; он в упрощенном виде воспроизводит учение школы дзёдо. Иппэн и его ученики странствовали по Японии и выдавали всем людям, произнесшим нэмбуцу хотя бы один раз, обереги (фусан) с надписью «Слава будде Амиде!» («Наму Амида буцу») — как свидетельство того, что этим людям уже обеспечено возрождение в Чистой земле, ибо им выпало счастье, «благоприятный случай» (дзи) установить связь с буддой через нэмбуцу. По учению Д., благодаря нэмбуцу подвижник достигает тождества своих действий, речей и мыслей с делами, речами и мыслями будды Амиды, когда «само нэмбуцу поет нэмбуцу», и обретает освобождение уже при нынешней жизни. Фу сан мыслились как дающие защиту от бедствий в земном мире. Позже такие обереги стали выдавать всем встречным. Понимая обряд как единение подвижника и будды, Д. продолжает традицию «тайного учения» (миккё). Отчасти выдача оберегов родственна обычаю школ дзэн-сю — подтверждать «печатью» то, что ученик достиг «озарения» (сатори). Иппэн также учил «памятованию будды [Амиды] в танце» (одори-нэмбуцу) — долгим пляскам под открытым небом под пение нэмбуцу. Считалось, что танцоры при этом следовали примеру Шань-дао, к-рый «заплясал от радости», когда постиг истинное значение «памятования будды [Амиды]». Сторонники Д. (мужчины и женщины, монахи и миряне) именовались сутэ хидзири — «отшельниками, отринувшими всё» (кроме почитания будды Амиды). Они давали обет безбрачия и бедности. «Отшельники» объединялись в собрания, где по «часам» (дзи) по очереди пели нэмбуцу круглые сутки. Д. перенимает установку школ дзэн на отказ от изучения сутр, а также на единство непросветленного человека с буддой, постичь к-рое умом нельзя, а можно только осуществить через подвижничество. Согласно учению Д., чем проще способ такого подвижничества, тем лучше. По преданию, Иппэн перед смертью сжег почти все свои соч., говоря: пусть все они обратятся в нэмбуцу. После смерти Иппэна многие его приверженцы покончили жизнь самоубийством, чтобы как можно скорее возродиться в Чистой земле. Др. ученики продолжили проповедь и собрания дзи. Для передачи учения Д. использовались свитки с небольшим по объему текстом и рисунками, повествующие о странствиях Иппэна и его ученика Таа (1237-1319). С XIV в. Д. получает широкое распространение, ее приверженцы-миряне брали себе имена, в к-рые входил иероглиф ами («во славу будды Амиды»), такие имена носили многие поэты, актеры театра Но, врачи и др. При Сонкане (1349-1400) Д. получила поддержку придворной и воинской знати, позже утратила ее, но оставалась популярной у деятелей искусств и части простонародья.


Соч.: Хонэн. Иппэн / Под ред. Охаси Сюнно // Нихон сисо тайкэй (Памятники японской философской мысли). Т. 10. Токио, 1971.
Лит.: Hirota D. No Abode: The Record of Ippen. Honolulu, 1997.

H.H. Трубникова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика