Дзёдо-сю

Дзёдо-сю 浄土宗 («школа Чистой земли») — первая самостоятельная амидаистская школа в Японии, основанная Хонэном в первой пол. XII в. Канонич. тексты Д., как и всех остальных школ амидаизма, — три амидаистские сутры (см. Дзёдосин- сю), а также сочинения кит. патриархов амидаизма — Тань-луаня, Дао-чо, Шань- дао. Ключевыми положениями школы, сформулированными Хонэном, были следующие. Вслед за Дао-чо буд. доктрины он разделял на две категории: «путь подвижничества», или «священный путь», — «трудный путь» (нангёдо), предполагающий спасение «собственными силами» (дзирики), допускающий возможность спасения в этом мире (этого положения придерживалось большинство буд. школ), и «путь Чистой земли» — «легкий путь» (игёдо), опирающийся на спасительную силу будды Амиды (санскр. Амитабха), или «силу другого» (тарики) и обещающий перерождение после смерти всем без исключения, в т.ч. и грешникам, в Чистой земле будды Амиды. Будда Амида считался в Д. пребывающим в теле самбхогакая («тело блаженства» или «тело пользования»; см. Трикая), и его характеристиками объявлялись бесконечность и беспредельность, вездесущность. Чистая земля рассматривалась Д. в соответствии с представленной в канонич. амидаистских сутрах космологией бесчисленных «земель будд» как один из реально существующих удаленных миров. Осн. и единств, практикой, ведущей к перерождению, считалась рецитация имени будды Амиды, или «памятование будды [Амиды]» (нэмбуцу), приводящее в действие спасительную силу этого будды. Аналогично кит. амидаизму в Д. практика нэмбуцу интерпретировалась как воплощение «изначального обета» (хонган) будды Амиды о перерождении всех живых существ, десять раз обратившихся к нему с искренней верой и желанием спасения. При этом ряд представителей Д. считали, что для исполнения этого обета достаточно и одного произнесения нэмбуцу, в к-ром соединяются все три состояния сознания, необходимые для перерождения в Чистой земле согласно 18-му обету Амиды: искренность (сисин), вера (синее) и стремление (ёкусё). В то же время для Д. было характерно признание равнозначности 18-го из 48 обетов, перечисленных в «Большой Сукхавативьюха-сутре», о спасении взывающих с верой и 19-го и 20-го обетов, соответственно обещающих спасение совершающим благие дела и исполняющим заповеди. Среди различных учений Д. не было единодушия в понимании характера перерождения в Чистой земле. В направлении сэйдзан, восходящем к Секу (1177-1247), ученику Хонэна, было принято различать два типа перерождения: духовное, при к-ром обретается уверенность в переходе в Чистую землю, и фактич. — после смерти.

В то же время между последователями Д. дискуссии велись по поводу соотношения нэмбуцу и др. видов практики, а также о том, сколько раз необходимо произносить нэмбуцу. Так, Рюкан (1148-1227) делал акцент на веру в спасительную силу Амиды и пропагандировал многократную практику нэмбуцу. Косай (1163- 1247), основатель направления тиндзэй, находясь под влиянием доктрины «исконной просветленности» (хонгаку), выдвинутой школой тэндай-сю, отстаивал принцип достаточности однократного произнесения нэмбуцу (итинэн). Секу считал, что все виды буд. практики играют подготовительную роль по отношению к практике нэмбуцу. Аналогичного взгляда придерживался и Рётю (1199-1287), к-рый объединял нэмбуцу с исполнением заповедей. Бэнтё (1162-1238) настаивал на необходимости изучения как «пути подвижничества», так и «пути Чистой земли», избегая односторонности, и рассматривал все виды буд. практики как широкий способ нэмбуцу. Тёсай (1199-1287) утверждал, что не только нэмбуцу, но и все др. виды буд. практики приводят к перерождению в Чистой земле.


Лит.: MatsunagaA., MatsunagaD. Foundation of Japanese Buddhism. Vol. 2. Los Angeles — Tokyo, 1976; Ingram P.O. Pure Land Buddhism in Japan: A Study of the Doctrine of Faith in the Teachings of Honen and Shinran. Ann Arbor (Mich.). 1986.
См. также лит. к ст. Хонэн.

Л.Б. Карелова, A.A. Михалев

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика