Кагью

Кагью (тиб. bka' brgyud, букв, «линия устной передачи [Учения Будды]») — тиб. буд. школа. Относится к линии учения и медитативных практик тантры (см. Ваджраяна), привнесенных в Тибет из Индии в XI в. тиб. йогином и переводчиком Марпой (1012-1097). Нек-рые тиб. историки название школы возводят к сходно звучащему тиб. слову каргью (букв, «белая линия передачи»), т.к. последователи К. носят белые хлопковые одежды, символизирующие интенсивную медитативную практику (см. Медитация в буддизме). К. особенно известна своими йогинами-мирянами, однако в ней также присутствует ин-т монашества. Хотя К. постепенно развилась в несколько независимых подшкол и направлений, зап. исследователи обычно описывают ее как одну из школ тиб. буддизма наряду с ньингма, сакья и гелук.

Основные учения школы известны как «шесть дхарм Наропы» (тиб. наро чойдрук) и махамудра (тиб. чакгья ченпо). Все подшколы К. возводят свою линию преемственности к изначальному будде Ваджрадхаре. Согласно традиции, инд. махасиддха Тилопа (988-1069) получил наставления непосредственно от Ваджра-дхары и передал их своему гл. ученику, ученому и йогину Наропе (1016—1100). Далее эти учения были переданы Марпе, а от него, вместе с учением маха-мудры, — Миларепе (1028/1040-1111/1123). Этот сегмент «линии передачи» является общим для всех подшкол К. Институализация школы К. началась с ученика Миларепы Гампопы. Он текстуально оформил учение школы, основал монастырь и затворные центры неподалеку от его родных мест, в обл. Дакпо на юге Тибета. Подшколы К., возникшие после Гампопы, получили общее наименование дакпо кагью. Их подразделяют на «четыре большие» и «восемь малых» (кагью чеши чунгье) подшкол, где словами «большой» и «малый» определяют только степень близости к традиции Гампопы и его племянника Дакпо Гомцула (1116-1169). Четыре «большие» подшколы основаны четырьмя непосредств. учениками этих наставников.

1. Карма кагью, или карма камцанг. Основатель — Дуйсум Кьенпа (его титул Кармапа I; 1110-1193). Имела большое полит, влияние в Тибете в XV-XVII вв. и ныне является наиболее активной из действующих подшкол, особенно в Вост. Тибете, в Европе и Северной Америке, а также в России.

2. Целпа кагью. Основатель — Цондру Дракпа (1123-1193).

3. Баром кагью. Основатель — Баром Дарма Ванчук (1127-1199).

4. Пакдру кагью. Основатель — Пакмо Друпа Дордже Гьялпо (1110-1170).

Восемь «малых» подшкол развились из пакдру кагью. Многие из этих традиций прервались или перестали существовать как самостоятельные институализированные школы. Другие, как карма кагью, дригунг кагью и друкпа кагью, продолжают играть важную роль в религ. жизни тиб. буддизма в Тибете, гималайском регионе (особенно в Бутане и Ладаке), а также, со времени «исхода» тибетцев в эмиграцию во 2-й пол. XX в., за пределами Тибета.


Лит.: Jampa Thaye. The Garland of Gold: The Early Kagyu Masters in India and Tibet. Bristol, 1990; Cloudless Sky: The Mahamudra Path of the Tibetan Buddhist Kagyii School / Comment, by Jamgön Kongtrül the 3rd. Transi, by T.Drasczyk, A.Drasczyk, R. Gravel. Bost, 2001; Garfield J.L Empty Words. Buddhist Philosophy and Cross-Cultural Interpretation. Oxf, 2002; Андросов В.П., Леонтьева Е.В. Марпа и история Карма Кагью: «Жизнеописание Марпы-переводчика» в историческом контексте школы Кагью. М., 2009; Хрестоматия по Шести йогам Наропы / Пер., сост. и введ. Г. Муллина, пер. с англ. В.Д. Ковалева. М, 2009.

С.П. Нестеркин

Доктринальной основой отдельных учений школы К., так же как и др. школ тиб. буддизма, является сочетание философии мадхьямаки и йогачары. В учении К. принято описывать феноменальную действительность с т.зр. плода/результата, т.е. уже реализовавшегося существа (будды). Такая герменевтическая позиция определяет специфику школы по отношению к: 1) двум истинам, 2) последовательному и внезапному достижениям освобождения, 3) пустоте (санскр. шуньята). 1. Поскольку с т.зр. пробужденного существа реальность, как считается, является и условной и абсолютной одновременно, то, соответственно, в школе К. говорится о нераздельности относительной и абсолютной истин, нераздельности пустоты и единичного существования, а также об изначальном единстве блаженства и пустоты (тиб. детонг йерме). Др. словами, все уже свершилось, мир достиг своего совершенства, и нам осталось только это понять.

2. Точно так же, поскольку мир уже достиг своего совершенства, возможным становится внезапное достижение освобождения (тиб. чикчар). Такая позиция особенно характерна для линии дзогчен школы К. Может показаться, что это противоречит позиции постепенного достижения, принятой в школе гелук, но это не совсем так. Речь идет о двух способах интерпретации одного и того же процесса: можно сказать, что в одном случае адепт последовательно движется к цели, а в другом — цель как бы «подтягивает» к себе адепта.

3. Непосредственное и внеконцептуальное осознание пустоты тонким самосветящимся умом (рикпа) является целью тантр высшей йоги. Дригун кагью особое значение придает именно пустоте, т.е. тому, что все феномены лишены собств. сущности. Соответственно, практика в дригунг кагью опирается на пустоту, благодаря чему происходит последовательный распад грубых уровней сознания, скрывающих (см. Аварана) изначальный самосветящийся ум. Школы К. (карма кагью и друкпа кагью), связанные с традицией дзогчен, за опору принимают именно самосветящийся ум в терминологии дзогчен, полагая, что существует возможность сначала обнаружить его, после чего грубые уровни сознания отпадут сами.

В. Б. Коробов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика