Кадзи

Кадзи 加梶 (яп., санскр. адхистхана, «принятие дара») — в яп. буддизме воздействие Будды на живое существо и принятие живым существом этого воздействия. Понятие К. разработано в «тайном учении» (миккё), прежде всего у Кукая. «Отражение солнца-Будды проявляется в воде-сердце живых существ — это называют „даром"; вода-сердце людей, идущих по пути, принимает в себя солнце-Будду — это называют „принятием"» («Сокусин дзёбуцу ги»). К. происходит, когда человек уподобляется Будде всеми тремя своими действиями: телесными (обрядовые жесты, санскр. мудра), речевыми («истинные слова», санскр. мантра) и мысленными (сосредоточение, санскр. самадхи). При этом «„я" подвижника входит в „я" Будды, а „я" Будды входит в „я" подвижника» (нюга ганю). К. означает, что человек выявляет в себе «природу будды», «становится буддой в нынешнем теле» (сокусин дзёбуцу). К. было бы невозможно, если бы смертное земное тело человека уже не было бы внутренне тождественно «телу Дхармы» (см. Трикая) вселенского будды Махавайрочаны. Коль скоро др. будды, бодхисаттвы и божества тоже тождественны Махавайрочане, то К. позволяет достичь соединения и с ними. Приобщаясь к их разнообразным чудесным силам, подвижник может усмирять зловредных духов и достигать «пользы и выгоды в здешнем мире» (гэндзэ рияку), т.е. совершать «чудеса» (исцелять больных и т.п.).


См. лит. к ст. Миккё.

H.H. Трубникова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика