Какунё

Какунё 覚如 (1270, Киото, — 1351, Киото ) — яп. буд. мыслитель, правнук и последователь Синрана, его первый биограф. Получил буд. образование в школах тэндай-сю, куся-сю, хоссо-сю и санрон-сю. Преобразовал мемориал Синрана в Отани в гл. храм дзёдосин-сю — Хонгандзи («Храм изначального обета»). Осн. соч.: «Сиятельное предание» («Годэнсё»), «О принятии имени» («Сюдзисё»), «Об обетах» («Гангансё»), «Опровержение ложных взглядов» («Гайдзясё») и др. В них К. сформулировал в сжатой форме гл. положения учения Синрана, составившие идейную основу школы. Он отстаивал позицию Синрана, полемизируя со взглядами многочисл. школ и направлений амидаизма. Так, в трактате «Гайдзясё» он критикует 21 тезис амидаизма, отстаивая принципы приоритета веры над практикой спасения, главенства 18-го обета «Большой Сукхавативьюха-сутры» над всеми остальными, абсолютизации силы и безграничной мудрости будды Амиды (санскр. Амитабха), возглашения имени Амиды (нэмбуцу) лишь как выражения благодарности этому будде. К. создал на основе концепции хондзи-суйдзяку свою модель реальности, в к-рой и выдающиеся личности и яп. божества-калш рассматривались в качестве манифестаций вечного тела Будды.


Соч.: Синею сёгё дзэнсё (Полное собрание текстов школы дзёдосин). Т.З. Киото, 1941.
Лит.: Dobbins J.C. Jodo Shinshu. Shin Buddhism in Medieval Japan. Bloomington — Indianapolis, 1989.

Л.Б. Карелова, A.A. Михалев

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика