Калачакра

Калачакра (санскр. kälacakra, «колесо/круг времени») — система высшей буд. тантры (ануттара-тантра), а также осн. текст этой системы — «Калачакра-тантра» и персонифицирующее ее божество — двадцатичетырехрукий гшдам (тиб., санскр. ыштадэвата). Согласно учению ваджраяны, «Калачакра-тантра», как и остальные тантры, восходит к проповеди самого Будды, но в Индии первые упоминания об этой доктрине встречаются лишь с X в., хотя сам термин К. был известен еще до н.э. (напр., он упоминается в джайнской «Ачаранга-сутре»). Согласно преданию, поведанная на Юге Индии, «Калачакра-тантра» была записана и унесена в страну Шамбалу ее царем Сучандрой, по просьбе к-рого это учение и излагалось. Только в X в. благодаря йогину из Ориссы по имени Чилу (тиб. Цилупа) учение вернулось в Индию.

Терминология и практика К. имеет ряд отличий от остальных буд. тантрических систем — в ней содержатся элементы индуизма, манихейства и даже ислама: так, первым годом в летоисчислении К. считается год хиджры (год, когда Мухаммед ушел из Мекки в Медину; ошибочно 624 вместо принятого в исламе 622). К. учит о трех «кругах времени», к-рые взаимозависимы и параллельны: внешний (макрокосм), внутренний (микрокосм) и иной — йогическая практика для достижения освобождения от сансары. Поэтому в тексте подробно излагаются основы астрономии и астрологии (внешняя К.), большое внимание уделяется физиологии человеческого тела (внутренняя К.), а духовная практика (иная К.) строится в форме особой «шестиступенчатой йоги». Заметное место в идеологии К. отводится также эсхатологической доктрине, к-рая учит о том, что в грядущие века «злодеи-варвары» (санскр. млеччха) захватят весь мир, но в решающей битве будут побеждены войсками Шамбалы, после чего снова настанет «золотой век».

К. быстро завоевала признание в буд. университетах долины Ганга и в Кашмире, на терр. совр. Сев. Бирмы, Малайзии и Индонезии, но к XIV в. ваджраяна из этих мест была вытеснена. Буд. архитектурный комплекс Борободур на о-ве Ява чрезвычайно напоминает описание ступы Дханьякатака, сохранившееся в «Вималапрабхе», главном коммент. к «Калачакра-тантре», написанном Пундарикой — третьим (начиная с Сучандры) царем Шамбалы. В этом и еще нескольких комментариях цитируются фрагменты первого и осн. текста К. — «Калачакра-мула-тантры», к-рый считается давно утраченным. Важнейшим из сохранившихся текстов (а в тиб. каноне содержится 54 текста, относящиеся к К.) является «Кала-чакра-лагху-тантра-раджа» («Сокращенная Калачакра-тантра»).

После почти полного исчезновения буддизма из Индии главной опорой ваджраяны и, соответственно, К. становится Тибет. Здесь К. вошла в практику всех основных буд. школ, но особенное влияние получили две традиции ее интерпретации и практики — сложившаяся в монастыре Шалу школа шалупа Бутона и школа джонанг Долпопы Шерап Гьялцена (1292-1361), отличающиеся прежде всего радикально различным пониманием философии мадхьямаки.

В России К. изучалась и практиковалась в Бурятии и др. ареалах распространения тиб. буддизма. В последние десятилетия учение К. стало широко известным во всем зап. мире в связи с общим ростом интереса к буддизму и особенно благодаря массовым, собирающим до 200 и более тыс. участников, посвящениям в это учение, к-рые проводит Далай-лама XIV.


Изд.: 'Gos lo-tsa-ba gZon-nu-dpal. The Blue Annals. Deb-ther sNgon-po/ Transi, from Tibetan by G. Roerich. Cale, 1949; GrönboldG. Sad-angayoga. München, 1969; A Critical Edition of Srï Kälacakratantra-räja (Collated with the Tibetan Version) / Ed. by B. Banerjee. Cala, 1985; Vimalaprabhä. Vol. 1 / Ed. and annotated by J. Upädhyäya. Vol. 2-3 / Ed. by V. Dwivedhi and S. Bahulkar. Saranath-Varanasi 1986, 1994; Гой-лоцава Шоннупэл. Синяя летопись. СПб., 2001; Khedrup Norsang Gyatso. Ornament of Stainless Light: An Exposition of the Kalachakra Tantra (Library of Tibetan Classics). Bost, 2004; The Kälacakratantra. The Chapter on the Individual together with the Vimalaprabhä / Tr. by V.A. Wallace. N.Y., 2004.
Лит.: Newman J. Eschatology in the Wheel of Time Tantra // Buddhism in Practice / Ed. by D.S. Lopez, Jr. Princ, 1995; Andersen J. Kalacakra. Textual and Ritual Perspectives. Harvard, 1997; БерзинА. Принятие посвящения Калачакры. СПб., 2001; Wallace V. The Inner Kälacakratantra: A Buddhist Tantric View of the Individual. N.Y.-Oxf., 2001; Муллин Г. Практика Калачакры. M., 2002; Рерих Ю.Н. К изучению Калачакры // Муллин Г. Практика Калачакры. М., 2002; Пантеон Калачакра-тантры // Терентьев А. Определитель буддийских изображений. СПб., 2004. С. 254-298.

A.A. Терентьев

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика