Кальпа

Кальпа (санскр. kalpa, пали kappa, «предписание», «правило», «способ действия», «обряд», «мировой период») — многозначное понятие, означающее в первоначальных контекстах руководства в обрядовой практике (ср. кальпа-сутры — ритуаловедческие тексты, составляющие первую дисциплину веданг), а затем также безначальные мировые периоды, «зоны». Хотя семантич. переход от первого значения ко второму кажется далеко не очевидным, он соответствовал той парадигме др.-инд. мышления, согласно к-рой мироздание моделируется по образцу жертвоприношения, а его периоды соответствуют обрядовым циклам.

Несмотря на брахманистское происхождение данной парадигмы, сами расчеты безначальных мировых периодов вначале были приняты, скорее всего, оппонентами брахманизма, к-рые отказались от ритуалистич. картины мира, доведя до логич. завершения ее космогонич. импликации; это произошло в шраманский период инд. культуры — в сер. I тыс. до н.э. Одно из упоминаний о великом космич. цикле в палийской «Саманняпхала-сутте» позволяет соотнести их расчеты с натурфилос. воззрениями лидера адживиков Маккхали Госалы. Он утверждал, что каждые 8 400 000 великих мировых периодов (пали махакаппа) все — как мудрецы, так и глупцы— автоматически освобождаются от страданий, подобно тому как брошенный моток пряжи должен размотаться до конца (Дигха-никая 1.54). В палийской же «Брахмаджала-сутте» сообщается о том, что современники Госалы— «некоторые шраманы и брахманы» (т.е. мыслители различных религ. ориентации) — активно обсуждали проблему безначальности мира (наряду с безначальностью Атмана), притом решали ее положительно. Их вывод основывался на их собственном медитативном опыте, т.к. им казалось, что они могут благодаря аккумуляции своей аскетич. энергии и особой концентрации сознания проследить события своей «биографии» в течение не только сотни тысяч передыдущих рождений, но даже в течение 10, 30 и 40 периодов созидания и разрушения мира (Дигха-никая 1.15-16). Критич. интерпретация учения о Брахме как творце мира (в той же сутте, а также в др. пассажах Дигха-никаи) позволяет предположить, что учение о безначальных К. «подавило» ростки изначального креационизма на инд. почве — благодаря начавшей набирать силу концепции сансары, т.к. учение о безначальных перевоплощениях закономерно предполагало и безначальность вселенной.

У самих же буддистов начинают различаться помимо уже известной «великой» К. также «неисчислимая» (асанкхея-каппа) и «промежуточная» (антара-каппа) К. При этом каждая «великая» К. состоит из четырех «неисчислимых» (Ангуттараникая 11.142 и т.д.), а что касается «промежуточных» К., то, согласно сарвастивадинской «Махавибхаше» (I-II вв.), таковых насчитывается 20, среди к-рых «только погибает» лишь первая, «только возрастает» лишь последняя, а 18 остальных и «погибают» и «возрастают» в разных отношениях. Будда может родиться только в первую из них, правитель мира чакравартин — только в последнюю, а тот, кто достигает просветления лишь для себя самого, — в течение остальных (V.3). Однако сарвастивадины «работали» и со значительно большими числами. В том же источнике утверждается, что не только будды, но и последователи ложных учений могут припоминать свои прежние рождения (см. выше в связи с сообщениями «Брахмаджала-сутты»), но есть и такие, кто способны к припоминанию событий, происшедших с ними 20 тыс., 40 и даже 120 тыс. К. назад (Ш.З).

Весьма сложные расчеты были связаны с выяснением срока реализации различных карм. Самая «сильная» благая карма может иметь действие в течение 80 тыс. больших К., самая «сильная» дурная — в продолжение 20 «промежуточных» (Ангуттара-никая 1.2.11). В начале каждой К. продолжительность человеческой жизни не поддается исчислению, а в конце сжимается до десяти лет: между этими крайними точками имеют место четыре этапа прогресса и регресса в связи с долгожительством, количеством населения Земли, материальными условиями жизни и нравственными качествами (IV. 1). Немаловажное место К. занимают и в рассуждениях о достижениях последователей Будды: чтобы стать бодхисаттвой, следует потрудиться не менее трех «неисчислимых» К., для «медленных» адептов требуется около 100 К., а лучший ученик может достичь высшего результата в течение 60 К. (V.3; 1.1.3; 1.3.2). О значительности этого «инкубационного периода» свидетельствует тот факт, что, согласно «Абхидхарма-хридае» Дхармашри, за худшее из злодеяний — подрыв дхармы в мире — грозит наказание в страшном аду Авичи, к-рое будет длиться всего только одну К. (IV.62-63).

По стандартным буд. исчислениям К. распределяются на три вида: 1) малые, или промежуточные; 2) средние, или К. «великих брахманов»; 3) великие К., состоящие из 80 малых или двух средних и исчисляемые как треть времени, необходимого бодхисаттве для накопления «заслуги» (пунья), достаточной для помощи всем живым существам.

Можно предположить, что длительность предлагаемых сроков достижения конечного результата в традиц. буддизме стала немаловажным стимулом для концепций ускорения нирваны в буддизме ваджраяны. Высший результат, согласно буд. тантризму, должен быть достигнут «здесь и сейчас»: для этого требуется лишь узнавание в себе истинной природы Будды-Абсолюта (в виде, скажем, «зародыша Будды», татхагата-гарбхи) и «реализация» единства сансары и нирваны посредством медитативной техники, «снимающей» все оппозиции. Действенность медитации усиливается благодаря помощи будд и бодхисаттв, к-рую адепт свободен использовать, и/или магически действенной мантры.

Буд. представление о К. было в неизменном виде воспринято в культурах Тибета, Китая, Дальнего Востока и Юго-Вост. Азии, в модифицированном виде — в мифологии некоторых центр.-азиатских народов.


См. также ст. Кала.
Соч.: Львиный рык миродержца (Чаккаваттисиханадасутта) / Пер. A.B. Парибка // История и культура древней Индии: Тексты / Сост. A.A. Вигасин. МГУ, 1990; Васубандху. Абхидхармакоша (Энциклопедия Абхидхармы). Разд. III. Учение о мире / Пер. с санскр., введ., коммент. и историко-филос. исслед. Е.П. Островской и В.И. Рудого. СПб., 1994.
Лит.: Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977; Шохин В.К. Индийская философия. Шраманский период. М., 2007.

В.К. Шохин

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика