Карма-пхала-випака

Карма-пхала-випака (санскр. karma-phala-vipaka, от karma, «действие», phala, «плод» и vipäka, «созревание») — в буддизме процесс эволюции кармического воздаяния (см. Карма) от причины (випака-хету) действия, к-рое заряжено определенной кармической потенцией, к результату (пхала). Последний по своему характеру может отличаться от причины в силу влияния, к-рому он подвергается под воздействием разных привходящих факторов. Випака, по определению Васубандху, это то, что возникает из действия впоследствии, а не одновременно с ним, или сразу же после него (Абхидхармакоша 11.57). К. часто представляют с помощью биоморфной модели: семя дает росток, росток — дерево, дерево — плод. Подобно тому как в промежутке между семенем и плодом развертывается процесс трансформации (росток, дерево, листья, цветы), в к-рый вовлечено множество факторов: подходящая почва, влага, уход, климатич. условия и т.п., так и между действием и результатом происходит незаметный для сознания сложный процесс взаимодействия разнообразных условий, ускоряющий, замедляющий или модифицирующий воздаяние. Эта модель «смягчала» кармический детерминизм в том отношении, что помогала, во-первых, объяснить, почему действие приносит свой плод не сразу после его совершения, а по прошествии значительного времени, вовторых, учесть разные обстоятельства, изменяющие характер воздаяния (напр., добродетельные поступки, совершаемые преступником, в случае вызревания кармы преступления), и, в-третьих, наглядно показать, что весь этот процесс можно полностью прекратить, если лишить семя его плодоносной силы. Обычно говорят о том, что «семя» надо «прокалить» (через практику йоги и медитации), состояние же освобождения от действия закона кармы часто называют абиджа — «лишенным семени», «неплодоносным».

Однако, независимо от того, действует ли внутренняя сила «созревания» ускоренно или замедленно, по закону кармы, она неотвратимо приводит к своему результату.

В раннем буддизме К. перечисляется как один из факторов, модифицирующих кармическое воздаяние, наряду с гуморами, временами года, «внутренними обстоятельствами» и случайностью (Самъютта-никая 11.214). Термин К. применяется как к процессу, так и к его результату (випака — синоним «плода» — пхала). В «Абхидхармакоше» термины випакаджа («рожденное созреванием»), випака («созревание»), авипака («несозревание»), савипака («сопровождающее следствие»), нирвипака («не сопровождающее следствие») и т.п. выступают классификационными признаками санскрита-дхарм — обусловленных явлений (см. Санскрита-дхармы — асанскрита-дхармы).

В отличие от причин К., ее «плод» (пхала) не является действием и поэтому признается кармически нейтральным состоянием (авьякрита-дхарма), что влечет за собой определенные проблемы: получается, что благоприятная или неблагоприятная причины не обеспечивают аналогичного себе результата и поэтому не приносят собственного кармического плода. Чтобы соединить причину и следствие, между ними должен существовать непрерывный поток однородных состояний, к-рый не может зависеть от природы др. состояний, возникающих в этом промежутке, ведь невозможно, чтобы моменту созревания плода предшествовали разнородные состояния.


См. лит. к ст.: Хету — пратьяя.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика