Кашьяпа

Кашьяпа (санскр. Kasyapa, кит. Цзяшэ). 1. Будда К. (кит. Цзяшэ[по-фо], Да Цзяшэ, Инь-гуан[-фо]) — шестой из семи будд прошлого, предсказавший пришествие Будды Шакьямуни. В его время человеческая жизнь длилась 20 тыс. лет. Представляемое семантич. калькой Инь-гуан (Пьющий/Глотающий свет), предполагаемое букв, значение имени К. свидетельствует о его связи с астрально-солярными мифами и ведийско-индуистским образом творящего мир божественного мудреца К. (Черепаха), воплощающегося в космическую черепаху, считавшегося сыном Брахмы, а иногда отождествлявшегося с ним и с Праджапати.

2. Махакашьяпа (Великий К., кит. Цзяшэ[по], Да Цзяшэ, Инь-гуан) — согласно традиции хинаяны, один из самых выдающихся архатов и десяти «великих учеников» Будды Шакьямуни, его непосредств. духовный наследник. Предполагаемое его именем «питье/глотание света» связывается с чудесным рождением в комнате, наполнившейся золотым светом, к-рый как бы влился в уста младенца, а также с золотистостью его тела, наделенного почти всеми (30 из 32, без шишки на голове и завитка белых волос на лбу, закручивающегося вправо) благими признаками царя-чакравартина (см. Тридцать два знака). Махакашьяпа был сыном брахмана Капилы из др.-инд. гос-ва Магадха и вел жизнь простого домохозяина; во время пахоты он увидел гибель живых существ и вместе с женой ушел от мира, став аскетом. Встретившись с Буддой через три года после его «пробуждения» под бодхи деревом, он сделался его учеником и очень быстро (по нек-рым свидетельствам, через 8 дней) — архатом. После смерти Учителя возглавил 1-й буддийский собор, на к-ром, по преданию, были утверждены канонические тексты. Перед своей кончиной, произошедшей через 10 или 20 лет после ухода Шакьямуни, передал руководство общиной (санскр. сангха) Ананде. В основополагающем трактате махаяны «Саддхармапундарика-сутра» («Лотосовая сутра», рус. пер.: А.Н. Игнатович, 1998) Шакьямуни предсказывает ему превращение в будду, и таковым он иногда называется в традиции школы чань-цзун, считающей его своим первым патриархом. Согласно чаньской легенде, впервые зафиксированной Ли Цзунь-сюем в «Гуан дэн лу» («Расширение Передачи светильника», ок. 1029), Будда в знаменитой проповеди с цветами в руке на Соколиной/Коршуньей горе молча передал своему преемнику Махакашьяпе «духовное сокровище» чань, положив начало данному учению и школе.

3. Брахман К. — один из создателей во 2-й пол. III в. до н.э. буд. школы кашьяпия, близкой к сарвастиваде.

4. К. Матанга (кит. Шэ/Цзяшэ Мотэн) — полулегендарный первый проповедник буддизма и переводчик буд. канонов в Китае. Согласно легенде, изложенной в одном из самых ранних сохранившихся памятников буд. историографии — «Гао сэн чжуань» («Предания о возвышенных монахах»/«Жизнеописания достойных монахов», цз. 1; рус. пер.: М.Е. Ермаков, 1991-2005) Хуй-цзяо (497-554), перевод буд. лит-ры на кит. яз. был инспирирован вещим сном, приснившимся имп. Мин-ди (прав. 57-75), в к-ром он увидел «божество земель Запада» Будду в виде «золотого человека», парящего в воздухе. Отправленная на Запад экспедиция привезла отвечающего данному видению самим своим именем К. Матангу, для к-рого в столице Лояне была сооружена обитель, затем названная монастырем Белой лошади (Байма-сы), т.к., по одной из версий событий, он прибыл в Китай на белой лошади. Вместе с позднее прибывшим из Центр. Индии буд. проповедником и переводчиком Чжу Фа-ланем (Дхармаратна?) он перевел «Сутру из 42 разделов» («Сы ши эр чжан цзин» — ТСД. Т. 17, № 784), помещенную на хранение в этот монастырь и ставшую отправным пунктом в создании кит. Трипитаки («Да цзан цзин»).


Соч.: Хуэй-цзяо. Жизнеописания достойных монахов (Гао сэн чжу- ань) / Пер. М.Е. Ермакова. Т. 1. М, 1991. С. 195; Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о цветке лотоса чудесной Дхармы. Сутра о постижении деяний и Дхармы бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость / Пер. с кит., коммент. и подгот. изд. А.Н. Игнатовича. М., 1998. С. 488 и ел.; Будон Ринчендуб. История буддизма / Пер. с тиб. Е.Е. Обермиллера. Пер. с англ. A.M. Донца. СПб., 1999.
Лит.: Васильев В. [П.] Буддизм, его догматы, история и литература. Ч. 1. СПб., 1857, указ.; Weller F. Zum Kasyapaparivarta. H. 2. В., 1965; Мифы народов мира. Т. 1. М., 1980. С. 629; Андросов В.П. Будда Шакьямуни. М., 2001, указ.; СудзукиД.Т. Очерки о дзэн-буддизме. Ч. 1. СПб., 2002. С. 199-201; Шохин В.К. Школы индийской философии. М., 2004. С. 153-154; Дзию Кеннешш. Водой торгуя у реки: Руководство по дзэнской практике. СПб., 2005. С. 241-245.

А.И. Кобзев

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика