Кашьяпия

Кашьяпия (санскр. kâsyapïya, «школа последователей Кашьяпы») — одно из направлений традиц. буддизма, ветвь тхеравады, основанная, по преданиям, брахманами Кашьяпой и Суваршей (отсюда и др. ее обозначение— суваршака) и образовавшаяся, вероятно, во 2-й пол. III в. до н.э. Появление школы К. в значительной мере объясняется тем, что яркая филос. деятельность сарвастивадинов, новые проблемы, к-рые они поставили перед др. школами традиц. буддизма, в значительной мере способствовали образованию новых «микроконфессий». Нек-рые из возникших школ пытались найти компромисс между сарвастивадинскими нововведениями и более привычными для буддистов парадигмами мышления, а другие пытались реализовать полученные от сарвастивадинов импульсы в области «чистой мысли».

Канон текстов К., несмотря на их принадлежность к ветви тхеравады, был близок канону дхармагуптаки, сакральным цветом их считался красно-черный, символом — цветок магнолии. Расцвет школы приходится на кушанский период, когда ее последователи основывали монастыри в Сев.-Зап. Индии, в районе Сиркапа и Таксилы (здесь сохранилась и известная надпись, принадлежащая К.), у Пурушапара и в Белуджистане.

Доктрина К. известна из энциклопедии учений традиц. буддизма «Махавибхаша» (I-II вв.). Текст свидетельствует, что кашьяпии вместе с сарвастивадинами и др. буддистами участвовали в дискуссиях по проблеме реальности дхарм трех времен. Сарвастивада настаивала на том, что не только прошлое, но и будущее имеет действительное существование, притом «не меньшее», чем настоящее. Это позволяло им, как они полагали, адекватно объяснить такие феномены, как познавательный акт, имеющий много стадий; память или сознание прошлого; предвидение или сознание будущего, а также «вызревание» действий — закон кармы. Их же оппонентам, прежде всего традиционалистам тхеравады, казалось очевидным, что прошлого уже, а будущего еще нет (ср. «Катхаваттху» 1.8, где критике подвергаются не только те, кто утверждал полную реальность прошедшего и будущего, но и те, кто настаивал на их хотя бы даже частичной реальности). К. попыталась найти выход, о к-ром и сообщает «Махавибхаша»: прошлое действие существует, но только пока его плоды находятся в процессе «вызревания» (випака). Как только они «вызреют», оно становится уже несуществующим (1.2.11, П. 1.2). Известно, что кашьяпии обосновывали свой тезис общедоступным примером: зерно существует до тех пор, пока не появился побег.


Лит.: Bareau A. Les sectes bouddhiques du petit véhicule. Saigon, 1955; Dutt N. Buddhist Sects in India. D., 1977; ElPh. Vol. 8. Buddhist Philosophy from 150 to 350 A.D. / Ed. by K.H. Potter. D., 1999; Шохин В.К. Школы индийской философии. Период формирования (IV в. до н.э.— II в. н.э.). М., 2004.

В.К. Шохин

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика