Катьяянипутра

Катьяянипутра (санскр. Katyayanïputra) — философ и экзегет буд. филос. школы сарвастивада, к-рому приписываются первостепенно важные абхидхармические тексты (см. Абхидхармы тексты). Значение К. для традиции его школы нередко сопоставляется со значением Буддагхосы для тхеравады. В наст. вр. принято считать, что К. жил ок. I в. до н.э. в монастыре Тамасавана в Чинапати (Сев. Индия), где подвизались не менее 300 ученых-сарвастивадинов. Осн. текст, авторство к-рого связывается с именем К., — «Джняна-прастхана» («Метод [достижения] знания»), к-рый дошел в двух кит. редакциях: «Аштагрантха» («Восьмикнижие»), переведенная в 383 Сангхадэвой при помощи кит. буддиста, и собственно «Джняна-прастхана», переведенная Сюань-цзаном в 657-660. Оригинал, к-рым пользовался Сюань-цзан, был, скорее всего, на одном из кашмирских диалектов санскрита, тогда как Сангхадэва располагал текстом на языке, «близком к пали» (по версии Дж. Такакусу). Осн. различие между редакциями касается прежде всего структуризации материала.

Главный принцип построения «Аштагрантхи» — раскрытие Четырех' благородных истин Будды о страдании (духкха). Гл. 1, посвященная разным вопросам (прежде всего дхармам сверхчувственного мира — арупа-лока), касается преимущественно 4-й из этих истин — о Восьмеричном пути. Гл. 2, в к-рой рассматриваются «оковы», посвящается 2-й Благородной истине, о происхождении страдания. Гл. 3 и 7, посвященные знанию и концентрации сознания, раскрывают 3-ю истину, о прекращении страдания. Гл. 4, 5, 6, в к-рых разбираются четыре материальных элемента (махабхуты) и нементальные способности (индрии) квазииндивида, относятся преимущественно к 1-й истине — об универсальности страдания. В заключительной, 8-й гл. подвергаются критике различные небуддийские взгляды. «Джняна-прастхана» построена иначе. Текст состоит из двух книг — «О разном» и «Отрицательные дхармы». Первая распределяется на восемь глав, предметы к-рых — высшие мирские дхармы, сознание, квазииндивид, чувства любви и почтения, бесстыдство, «характерные признаки осн. факторов существования психофизич. организации», неполезные вещи и мышление (главы, в свою очередь, делятся на части). Вторая книга делится на четыре главы, посвященные дурным дхармам как таковым, «ассоциациям», живым существам, трем родам осуществления целей у подвижников, десяти «дверям» (через к-рые сансарный мир имеет прямой доступ к буд. подвижнику и к-рые необходимо «закрывать»).

В обеих редакциях текст открывается исследованием понятийной новации К. — понятием высшей мирской дхармы (лаукика-дхарма). Речь идет о сознании (читта) и соответствующих ему дхармах, к-рые непосредственно фокусируются на нирване и обеспечивают доступ в истинное «видение». Эти дхармы становятся, т.о., по мнению Р. Бусвелла и П. Джайни, связующим звеном между состоянием обычного человека (притхаг-джана) и «благородного» (арья), открывая для первого «путь видения» (даршана-марга). Именно данный переход и составляет, по К., высшую задачу школы сарвастивада. Др. новшество К. — классификация шести видов причинности, ставшая одним из больших достижений сарвастивады: причины подразделяются на действующие, симультанные, связанные, однородные, неизменно воспроизводящиеся и ретрибутивные.

Исходя из знаменитого примера из истории буддизма (Васубандху и его автокоммент. к «Абхидхармакоше»), принято считать, что К. принял участие в написании или по крайней мере редактировал «Махавибхашу» — коммент. к «Джняна-прастхане». Однако эта аналогия не выглядит убедительной, тем более что текст комментария датируется 1-Й вв. н.э. Кроме того, в «Махавибхаше» К. нередко присутствует сам под именем Бхаданта Катьяянипутра (т.е. «монах Катьяянипутра») и цитируется наряду с такими буд. авторитетами, как Паршва, Васумитра, Гхошака, Дхарматрата и Буддадэва. Он участвует в дискуссии сарвастивадинов относительно характера софункционирования пяти дхармических групп-скандх и предпринимает попытку выяснения того, что значит само это софункционирование. Наряду с В асу митрой и Гхошакой он исследовал также, нуждаются ли дхармы в действии причинных факторов в одинаковой мере при своем возникновении и исчезновении. В сотериологич. вопросе, занимавшем всех буддистов, — в какой мере обычный человек может достичь высших результатов — К. занял срединную позицию: мирянин может избавиться от «уз», т.е. от материализации «загрязнений» аффектов, но не от аффектов как таковых. В дискуссии сарвастивадинов и дарштантиков о характере возникновения отдельных «экземпляров» дхарм К. настаивал на определенном порядке их становления, исключая их одновременное появление. При обсуждении длительности «промежуточного состояния» в перевоплощении между смертью существа А и рождением Б (антарабхава) он предложил — вопреки и Васумитре и Шремадатте — вообще отказаться от подсчетов, полагая, как представляется, что в каждом случае должны быть индивидуальные сроки. Зато, судя по тексту комментария, К. поддержал Васумитру в том, что атомы не должны соприкасаться друг с другом. Наконец, он наряду с дарштантиками отрицал реальное существование «магич. существ» — тех, к-рые могут, по мнению некоторых буд. философов, производиться на свет силой оккультных способностей.


Лит.: Takakusu J. A Study of Paramartha's Life of Vasubandhu, and the Date of Vasubandhu // JRAS. 1905. P. 33-53; ElPh. Vol. 7. Abhidharma Buddhism to 150 A.D. / Ed. by K.H. Potter, R.E. Buswell, P.S. Jaini, N.R. Reat. D., 1996; Шохин В.К. Школы индийской философии. Период формирования (IV в. до н.э. — II в. н.э.). М., 2004.

В.К. Шохин

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика