«Кёгёсинсё»

«Кёгёсинсё» («Учение, подвижничество, вера и свидетельство», ок. 1224) — сочинение Синрана, свод цитат из текстов канона, важных для учения о Чистой земле. Полное заглавие — «Разнообразные записи для прояснения действительных истин учения, подвижничества и свидетельства о Чистой земле» («Кэн дзёдо синдзицу кёгёсё монруй»). «К.» содержит отрывки из сутр о Чистой земле, «Сутры о великой паринирване» (санскр. «Махапаринирвана-сутра»), «Сутры цветочной гирлянды» (санскр. «Аватамсака-сутра») и др. сутр, а также из сочинений Тань-луаня, Дао-чо, Шань-дао и др. кит. мыслителей школы цзинту. Синран сопровождает цитаты краткими пояснениями. «К.» делится на шесть разделов. В 1-м разделе («Учение») речь идет о будде Амиде (санскр. Амитабха) и его обетах в целом. Во 2-м разделе («Подвижничество») разбирается 18-й обет Амиды, в к-ром задан способ подвижничества для всех людей — «памятование будды [Амиды]» (нэмбуцу). Здесь же обсуждается вопрос о «силе другого» (тарики), т.е. о спасении одной лишь силой будды, а не «собственными силами» (дзирики) подвижника. Синран дает выдержки из трудов разных наставников в хронологич. порядке, показывая историю учения о Чистой земле. Раздел завершается «Песней об истинной вере» («Сёсингэ»). Это стихотворение Синрана считается кратким изложением всего его учения. «Песня» стала основой обряда школы дзёдосин-сю. В ней Синран обращается к «трем сокровищам» (санскр. триратна). Будда для него — это Амида, давший «изначальный обет» (хонган) спасти всех, кто произносит его имя. Неизмеримый свет Амиды озаряет все миры. Доверяясь ему, можно обрести нирвану, даже и не отсекая ложных страстей. Дхарма для Синрана — это и есть «изначальный обет» будды; она присутствует в здешнем замутненном мире, подобно тому как солнце светит и сквозь тучи. «Если пробуждается радостное и любящее сердце, то мы, не отсекая ложных страстей, обретаем нирвану». Др. будды приходят в мир затем, чтобы проповедовать об обете Амиды. Говоря об общине приверженцев Амиды, Синран утверждает, что «памятовать будду Амиду» трудно, хотя этот путь часто называют «легким». Чтобы помочь людям уверовать в будду Амиду (Амитабху), о нем учили Будда Шакьямуни, Нагарджуна и Васубандху в Индии, Тань-луань, Дао-чо и Шань-дао в Китае, Гэнсин и Хонэн в Японии. Сангха, по Синрану, — это сообщество «достойных монахов» всех стран. В 3-м разделе («Истинная вера и другие виды подвижничества») говорится о вере как о доверии будде Амиде, готовности положиться на «силу другого». Здесь перечисляются блага, достигаемые благодаря нэмбуцу. В 4-м разделе («Свидетельство») нэмбуцу определяется так: вера сама по себе равна нирване. Подвижников Чистой земли Синран величает бодхисаттвами — ведь они знают, что спасение им уже обеспечено, и при этом остаются в здешнем мире заблуждений. Однако они не приписывают себе каких-либо заслуг, поскольку сами ни о ком сострадательно не заботятся — спасение, заданное «изначальным обетом» будды Амиды, исходит лишь от него. В 5-м разделе («Истинный будда и его земля») даются описания Чистой земли будды Амиды; возродиться в ней означает разом избавиться от всех заблуждений. В 6-м разделе («Превращенные будды и их земли») сопоставляются разные учения как «уловки» (хобэн), косвенные изложения проповеди о Чистой земле. В эпоху «конца Закона/Дхармы» (маппо) буд. Дхарма не исчезает, как считают многие: учение лишь теряет свою «уловочную» оболочку, раскрывается его истина — та, что все люди уже спасены «изначальным обетом». В конце «К.» Синран коротко рассказывает о своей учебе у Хонэна.


См. лит. к ст. Синран.

H.H. Трубникова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика