Кэгон-сю

Кэгон-сю 華厳宗 — одна из шести осн. буд. школ, возникших в Японии в период Нара, представляющая учение кит. школы хуаянь-цзун. Канонич. текстами школы являются «Аватамсака-сутра» (яп. «Кэгон-кё»), а также соч. кит. патриархов школы хуаянъ. Собственно яп. трактаты школы стали появляться только с XII в. Основателем К. считается кор. монах Симсан (ум. 742), начавший в 740 пропове- ди, посвященные толкованию этой сутры. Дальнейшее развитие К. связано с име- нами Робэна (689-773), Дзикина (691-777), Дзиттю (752-815), Кобэна (Мёэ) (1179- 1232), Гёнэна (1240-1321) и др.

Осн. составляющими учения К. являются доктрины: отсутствия преград (мугэ) между феноменальным и абсолютным уровнями бытия, а также между феноменами; порождения «миров дхармы» (единичных проявлений «природы будды») в одном сознании (иссин хоккап)\ взаимопроникновения и взаимоприсутствия «миров дхармы», субстратом к-рых является единый будда Махавайрочана (см. Вайрочана) «в теле Закона»; наличия двух неразделимых аспектов единого сознания — абсолютного и неизменного, отождествляемого с «принципом» (pu), и изменчивого, отождествляемого с «феноменами» (дзи). Вслед за кит. патриархами Фа-цзаном и Ду-шунем представители К. восприняли онтологич. схемы десяти аспектов тождества принципа и феноменов, десяти «сокровенных значений» отсутствия сущностных различий между феноменами и шести знаков, выражающих различные параметры «миров дхармы» (знаки общего, отдельного, сходства, различия, становления, дробности), демонстрирующие диалектику соотношения единичного и целого.


Лит.: Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987.

Л.Б. Карелова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика