Акаша

Кэйдзан Дзёкин (1264 или 1268, пров. Этидзэн, совр. преф. Фукуи, — 1325, храм Ёко-дзи в пров. Ното, совр. преф. Исикава) — мыслитель яп. школы сото-сю. Учился у Коуна Эдзё (1198-1280), а затем и у др. наставников дзэн-буддизма. В 1312 основал храм Ёкодзи на п-ове Ното, в 1321 переоборудовал храм Содзидзи, ранее принадлежавший школе тэндай-сю, приспособив его для обучения монахов по правилам школы сото.

К.Д. разрабатывал учение о «сидячем созерцании» (дзадзэн). По К.Д., дзадзэн соединяет в себе учение, подвижничество и «свидетельство» о просветлении, предполагает и должное поведение, и сосредоточение, и мудрость. Любые заповеди и учения имеют источником «сидячее созерцание». «Записки о применении и сути сидячего созерцания» («Дзадзэн ёдзин ки») дают простое изложение учения о дзадзэн для монахов и мирян. «Сидячее созерцание» описано как возвращение человека к своему изначальному облику, как сияние «исконного света». При нем исчезают все различия, оказывается возможным «отбросить все вещи». Предаваться дзадзэн означает «погружаться в природу будды, подобную воде», выявлять в себе сущность всех будд, раскрывать свое изначальное, чудесное, светлое и чистое сердце. Тот, кто хочет преуспеть в этом, должен отказаться от занятий искусствами, удалиться от развлечений, пустых споров, хлопот о славе и богатстве, отрешиться от всех суетных удовольствий. По К.Д., тот, кто предается «созерцанию», может не творить обряды и не читать сутры. Однако нет ничего дурного в том, чтобы возжигать благовония и разбрасывать цветы, выказывать почтение изображениям будд, бодхисаттв и архатов, т.к. в этом случае все они придут на защиту места, выбранного для занятий, и обеспечат покой подвижнику. В «Проповеди о трех видах приверженцев сидячего созерцания» («Санкон дза-дзэн сэцу») К.Д. делит подвижников в зависимости от их «корней», т.е. от способностей восприятия. Те, у кого «корни» наиболее глубоки, не размышляют о присутствии будды в мире, не задумываются над предельными истинами, пребывают по ту сторону заблуждения и просветления. Они «просто едят, когда голодны, и засыпают, когда клонит в сон». Те, у кого «средние корни», каждый миг посвящают Дхарме, постоянно сосредоточенно размышляют, осознают все вещи как погруженные во вселенскую мудрость будды. И наконец, те, у кого обычные (мелкие) «корни», ощущают присутствие будды повсюду в мире, избегают дурных поступков, воздерживаются от чтения книг и от разговоров, отдаляются от печалей и радостей, «подобно деревянным статуям». Все три вида подвижников так или иначе достигают цели.

В сочинениях К.Д. обсуждаются также почитание бодхисаттвы Каннон, почти- тельность к родителям и к богам-коми как составная часть буд. подвижничества, вещие сны как возможный способ получения наставлений от учителей прошлого и др. О самом К.Д. предания рассказывают как о знаменитом сновидце.


Соч.: ТСД. Т. 82, № 2585-2589; Dumoulin К Das Merkbuch für die Übung des Zazen des Zen-Meisters Keizan // Monumenta Nipponica. Vol. 13. № 3/4 (Oct. 1957 — Jan. 1958). S. 329-346; Буккё сэйтэн (Священные тексты буддизма). Токио, 1974. С. 637-645.
Лит.: Адзума Рюсин. Кэйдзан-дзэндзи-но кэнкю (Кэйдзан, наставник «созерцания». Исследования). Токио, 1974; Сахаси Хорю. Нингэн Кэйдзан (Человек по имени Кэйдзан). Токио, 1979; Bodiford W.M. Soto Zen in Medieval Japan. Honolulu, 1994; id. Keizan's Dream History// Religions of Japan in Practice / Ed. by G.J. Tanabe Jr. Princ, 1999. P. 501-522.

H.H. Трубникова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика