«Кэнкай-рон»

«Кэнкай-рон» («Рассуждение, проясняющее заповеди», 820) — соч. Сайте. «К.» подытоживает споры Сайте с монахами нарских школ о буд. заповедях и посвящениях. «К.» различает три вида храмов: принадлежащие только к хинаяне, только к махаяне или смешанные. Так, по его утверждению, обстояло дело и в Индии, и в Китае. Ссылаясь на записки путешественника И-цзина (635-713), Сайте дает схему: в центре (в Китае) господствует махаяна, на периферии (близ «северных гор и южных морей») распространена хинаяна, а в промежутке встречаются смешанные храмы. По Сайте, в Японии сначала была принята махаяна, а после стали преобладать смешанные храмы (махаянские по своему учению и хинаянские — по характеру посвящений и монашеской дисциплины). Т.о., исходное положение было более правильным (с Японией в центре), но теперь оно изменилось к худшему по вине монахов из Нары, столь крепко держащихся за устав. Гос-ву же нужны сострадательные подвижники, монахи-бодхисаттвы. Они различаются по способностям и могут при надобности соблюдать или хинаянские «заповеди устава», или махаянские «заповеди бодхисаттвы». Последние непосредственно позволяют «стать буддой». Хотя «природой будды» (буссе), выраженной в них, обладают все существа, самостоятельное принятие заповедей все же имеет немалое значение, и бодхисаттвы поэтому делятся на «вышедших из дому» (принявших заповеди) и «оставшихся дома». Хинаянские заповеди действенны как «уловки» (хобэн) и потому истинны, но как самоцель приниматься не могут. «Заповедями бодхисаттвы» определяются, в частности, отношения внутри буд. общины (санскр. сангха), где для всех должно существовать единое мерило: срок, прошедший со времени принятия заповедей; по этой мерке простолюдин может пользоваться большим почетом, чем даже государь.

Монахи из Нары, возражая, указывали, что «заповеди бодхисаттвы» слишком тонки для уразумения, оттого истинных бодхисаттв и мало, а большинство тех, кого называют «бодхисаттвами», в собственном смысле слова не являются даже монахами. Бедствий же в мире много, и, значит, бодхисаттвы не смогут защитить страну. По «К.», они смогут это сделать, ибо полное осуществление заповедей достигается уже при самом их принятии. Но одним лишь «вручением заповедей» дело не ограничивается. Образ жизни бодхисаттв включает в себя странствия по горам, отшельничество, чтение сутр и др. — все те дела, которые в Японии уже давно считаются способами «защиты страны».


Соч.: Буккё сэйтэн (Священные тексты буддизма). Токио, 1974. С. 379-398.
Лит.: Groner P. Saicho: The Establishment of the Japanese Tendai School. Berk., 1984; Трубникова H.H. «Заповеди бодхисаттвы» и буддийская община в учении Сайте // Сайте. Из «Рассуждения, проясняющего заповеди» («Кэнкай-рон», 820 г.) / Пер. H.H. Трубниковой // Историко-философский ежегодник 2006. М., 2006. С. 359-397.

H.H. Трубникова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика