Кхьятивада

Кхьятивада (санскр. khyätiväda, «учение о знании») — в инд. философии общее обозначение теории познавательных ошибок. Поскольку ошибки считались в Индии разновидностями пусть даже и ложного, но все-таки знания, многие из позитивных доктрин филос. школ одновременно рассматривались и как указание на определенный род ложного знания, или метафизич. незнания, к-рое та или иная школа считает самым большим препятствием на пути освобождения {мокша, нирвана). Большинство из К. касается трактовки примеров перцептивных ошибок (напр., когда перламутр раковины принимают за серебро, веревку — за змею), к-рые, однако, трактуются как перцептивные суждения, т.е. относятся ко второй стадии восприятия (пратьякша) — савикальпака (восприятие с мысленными конструкциями; см. Нирвикальпака — савикальпака).

Название атмакхъяти, обозначающее теорию ошибок буд. школ вайбхашика, саутрантика и йогачара, отсылает к анатмаваде (учение о нереальности атмана); согласно этой концепции, источником ошибки является толкование проекций сознания как объектов внешнего мира. Все перцептивные суждения, содержащие предикацию, являются ложными, напр., в суждении «Это горшок» «это» обозначает воспринятое непосредственно абсолютно уникальное событие — партикулярию (свалакшана; см. Свалакшана — саманья-лакшана), а «горшок» — ментальное конструирование (кальпана), прибегающее к обобщенным характеристикам (саманья-лакшана) и опирающееся на память. Однако Дхармакирти в отличие от Дигнаги, признававшего лишь концептуальные ошибки (мнимое восприятие связано с предицированием непосредственного восприятия мысленных конструкций), рассматривает наряду с концептуальными (напр., мираж воды в пустыне) и ряд чисто перцептивных ошибок, возникающих вследствие дефектов органов чувств, напр, видение волос на ладони или двойной луны (у больного катарактой), или восприятие желтого цвета в белой раковине (у больного желтухой), или иллюзию, вызванную движением лодки, когда человеку, находящемуся в ней, кажется, что движется не лодка, а берег. В отличие от концептуальных ошибок эта иллюзии вызваны нереальным объектом и прекратятся лишь с устранением дефекта зрения или ситуации, вызвавшей данную иллюзию, а не с обретением знания иллюзорности ее объекта, как в случае концептуальных ошибок (даже если больной катарактой знает, что луна одна, он не перестает видеть двойную луну, лишь избавление от катаракты поможет избавиться от данной иллюзии). Для обозначения этой т.зр. современный инд. исследователь Ч.С. Вьяс предлагает термин анъяртха-абхаса-кхьяти, «видимость другого объекта». Др. буд. доктрина асат-кхъяти, ассоциирующаяся с мадхьямакой, усматривает причину ошибок в том, что несуществующее (асат) в перцептивных суждениях представляется как существующее (cam), напр., нереальное серебро, воспринимаемое в раковине, или змея в веревке, представлены как реальные.


См. также: Пратьякша; Нирвикальпака — савикальпака.
Лит.: BijayanandaKar. Indian Theories of Error. An Analytical Study. D., 1990; Vyas C.S. Buddist Theory of Perception with Special Reference to Pramänavärttika of Dharmakïrti. N.D., 1991.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика