Киёдзава Манси

Киёдзава Манси (1863, Нагоя, — 1903, преф. Аити) — яп. буд. мыслитель, принадлежавший к направлению отани школы дзёдосин-сю. В 1887 окончил Токийский ун-т, где изучал религ. философию, занимал пост директора средней школы в Киото, к-рую курировало отделение отани. Одновременно он читал лекции по истории зап. философии в колледже Такакура, также подведомственном отделению отани. Был назначен президентом колледжа школы дзёдосин.

Интеллектуальное творчество K.M. можно разделить на два этапа. Ранний этап связан с написанием книги «Основы философии религии» («Сюкё тэцугаку гайкоцу»), к-рая является кратким очерком лекций, читавшихся в колледже Такакура. В это время K.M. занимался систематизацией буд. мысли, отталкиваясь от понятия «бесконечность» в зап. философии. Поздний этап связан с попытками модернизировать вероучение и практику школы дзёдосин на основе концепции сэйсинсюги. Его «Основы» считаются одной из первых систематич. работ по философии религии в Японии. Гл. идея книги — дуализм абсолютного бытия в религии как «бесконечного» и земного бытия как «конечного». В соответствии с его интерпретацией эволюция от «конечного» к «бесконечному» и составляет религ. опыт. В данной работе можно проследить влияние философии Гегеля, «Шастры о пробуждении веры в махаяну» (санскр. «Махаяна-шраддхотпада-шастра») и учения школы кэгон-сю. Теория «бесконечного» стала основой понимания K.M. религии. Спасительная сила будды Амиды (санскр. Амитабха) рассматривалась им как «бесконечная». Водоразделом между двумя этапами его творчества послужил период испытаний, когда он встретил отпор при попытках реформировать буд. школу, к к-рой принадлежал, а также заболел туберкулезом. Изучив агама-сутры (см. Агамы) и взгляды Эпиктета, он перенес свое внимание с отвлеченной философии Гегеля на более конкретное понимание жизни и смерти.

Понятие сэйсинсюги, вокруг к-рого строилась его философия позднего периода, может быть переведено как «спиритуализм». Тем не менее этот перевод не полностью выражает истинный смысл, к-рый вкладывал в данное понятие K.M. Поскольку фундаментом сэйсинсюги являлась субъективность, слово «субъективизм» более точно соответствует значению этого понятия. Согласно теории K.M., объективный мир может быть сведен к субъективному восприятию. Поэтому он утверждал, что тот, кто обрел твердую субъективность, способен жить свободно, не подвергаясь влиянию или подчинению со стороны своего окружения. Он акцентировал важность саморефлексии, к-рая ведет к установлению твердой субъективности. Но парадокс состоит в том, что саморефлексия обнаруживает конечность, или ограниченность, каждого существа. Только на этой стадии возможно подойти к постижению «бесконечного», «силы другого» (тарики), т.е. силы будды Амиды. K.M. разъяснял, что, когда человек предает себя «силе другого», он обретает абсолютную веру, а также абсолютную свободу. Такой взгляд с позиций субъективности может быть назван реинтерпретацией и модернизацией традиц. учения дзёдосин-сю с помощью феноменологической реконструкции религ. опыта.

Благодаря деятельности буд. учителей Акэгарасу Хаи (1877-1954) и Соги Рёдзина (1875-1971) идеи K.M. легли в основу доктрины совр. направления отани школы дзёдосин. Концепция сэйсинсюги вызывала неприятие у религ. и политич. властей периода Мэйдзи, поскольку она утверждала религиозную субъективность, к-рая превосходила земную власть. Эта концепция подвергалась критике также и за то, что она, рассматривая все сущее как работу «бесконечного», не стимулировала людей к активному участию в социальном реформировании.


Соч.: Selected Essays of Manshi Kiyozawa. Kyoto, 1936.
Лит.: Esben A. Popular Buddhism in Japan: Shin Buddhist Religion and Culture. Richmond, 1998.

Маэгава Кэнъити

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика