Клеша

Клеша (санскр. klesa, пали kilesa, букв, «мучения», «отягощения», «загрязнения») — осн. установки сансарного сознания, реализуемые в действиях (в т.ч. вербальных и ментальных), обеспечивающие перевоплощения и страдание, на искоренение к-рых обращена психотехнич. стратегия инд. религий. К. занимают срединное место по степени «проявленности» между глубинными диспозициями сознания и их эмпирич. последствиями. В буддизме, где концепция К. занимает важное место и в теории сознания, и в «практич. философии», она была разработана наиболее подробно.

В тхераваде была с различными вариациями принята схема десяти К., в к-рую были включены вожделение, отвращение, неведение, гордыня, ложные взгляды, сомнения в учении, тупость, самонадеянность, бесстыдство и безнравственность. В буддизме махаяны принимается более экономная и продуманная шестеричная схема. В матриках «Дхарма-санграхи» (этот текст, по мнению В.П. Андросова, целесообразно датировать в широких рамках, начиная с первой редакции, составленной, возможно, в период деятельности Нагарджуны, и завершая конечным редактированием в VIII в.; см. Абхидхармы тексты) приводятся две классификации К. В первой различаются «базовые» К. (клеша-махабхумика) и «сопровождающие» К. (упаклеша-бхумика), во второй дается простой список шести К., отличный от первого шестеричного. Первый шестеричный список (матрика XXX) включает: «ослепление» (моха), беспечность (прамада), лень (каушидья), неверие в учение (ашраддхья), расслабленность (стьяна), взволнованность (ауддхатья). Второй (матрика LXVII) — вожделение (рага), гнев (пратигха), самомнение (мана), неведение (авидья), ложные взгляды (кудришти), сомнение (вичикитса), и этот список является нормативным.

Специально К. были разработаны в «Абхидхарма-самуччае» Асанги. Вначале он приводит обе классификации — и тхеравадинскую и махаянскую. Затем предлагает определение К.: то, что расстраивает равновесие тела или ума. Далее выявляет их происхождение: они возникают, когда лежащие за ними латентные диспозиции сознания актуализированы, а соответствующий объект имеется в наличии. После этого Асанга предлагает возможные комбинации различных К., а также 24 синонима самого термина К. Наконец, он перечисляет те психокосмич. «регионы», в к-рых К. могут функционировать, и делит их на те, к-рые могут быть устранены одним только «видением», и те, для искоренения к-рых требуется специальная медитативная практика (П.3.2.1-10). Васубандху в «Абхидхармакоше» называет три причины становления К.: неискорененность соответствующих глубинных диспозиций сознания, наличие соответствующих объектов в поле сознания, рассеянность внимания. Неведение (авидья) признается им «корневой» К., из нее непосредственным образом вырастают нек-рые другие, напр, зависть и эгоцентризм (V.34-42). A в другом соч., «Махаяна-санграха-бхашье», он раскрывает свое положение о «корневом» значении неведения: К. актуализируются именно потому, что не-сущее принимают за сущее, напр, когда ожидают удовольствия, к-рое не может быть получено, или придерживаются взгляда, к-рый ложен (И.9).

Разработку учения о К. в классич. йоге можно трактовать как адаптацию буд. разработок к др. мировоззренческой системе. В «Йога-сутрах» (II.3) К. определяются через перечисление: неведение {авидья), эгоцентризм (асмита), влечение (рага), отвращение (двеша) и привязанность к жизни (абхинивеша) (последняя составляющая этого списка известна из абхидхармических текстов тхеравадинов).


Лит.: ElPh. Vol. 8. Buddhist Philosophy from 150 to 350 A.D. / Ed. by K.H. Potter. D., 1999; Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны. Религиозно-философские трактаты. М., 2000.

В.К. Шохин

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика