Кшана

Кшана (санскр. ksana, «момент», «мгновение») — 1) в школах, разделяющих представление об универсальном времени-субстанции вне вещей (джайнизм, вайшешика, ньяя), условно выделяемая предельно малая единица, «атом», времени; 2) в большинстве школ буддизма, отрицающих существование субстанции времени и делающих ударение на временности как свойстве самих вещей, — «бесконечно малая точка-мгновение» (Ф.И. Щербатской), единица изменчивости, отождествляемая с составляющими поток становления дхармами. Мгновенность как реальная природа вещей является предметом специального буд. учения (кшаникавада). Нек-рые буд. и брахманистские философы опираются на традиц. этимологию Яски (Нирукта 11.25), к-рый выводит К. из корня ksan — «разрушать» (К. — это время, будто бы рассеченное острой бритвой). Однако совр. исследователи предпочитают научную этимологию Майрхофера, к-рый полагает, что К. происходит от слова aksan («глаз»), откуда ее связь с временем моргания глаза (нимеша). Поскольку К., ввиду своей предельной малости, считается невоспринимаемой, инд. мыслители, стремясь дать ей опрделение, нередко опирались на наглядные примеры или сравнения. Так, длительность щелчка пальцами оценивается в 60-64 К., а сама К. приравнивается к времени, в к-рое игла, протыкающая единовременно 100 тыс. лепестков лотоса, проходит через один лепесток. В системах исчисления времени К. измеряется как через более крупные (напр., в абхидхармических текстах К. равна 1/120 таткшаны, или 1/75 секунды; см. Абхидхармы тексты), так и через более мелкие единицы. Не все школы, как буддисты, считали К. мельчайшей, в нек-рых она приравнивается к 12-й части мухурты, или периода, равного 4 мин., а в других делится на 30 кала, кала — на 30 кашта, а кашта — на 30 нимеша.

В школах, развивающих атомистич. стиль мышления (сведение всех явлений, в т.ч. пространства и времени, к атомам), «атом» времени связывается с материальными и пространственными атомами. Так, в джайнизме К. приравнивается ко времени, за к-рое атом переходит из одной точки пространства в другую (Таттвартха-адхигама-сутра V.38-39). Это же определение воспроизводится в автокоммент. Васубандху к «Абхидхармакоше» и в коммент. Вьясы к «Йога-сутрам» (111.52), куда оно приходит из буддизма, влиянием к-рого этот коммент. явно проникнут, хотя в йоге, в отличие от буддизма, «атомизация» касается только времени, а не субстанции во времени. Впрочем, в буддизме такое определение явно вступает в противоречие с принципом мгновенности материальных атомов, к-рые не могут никуда двигаться, поскольку, появляясь на свет, тут же исчезают (буддисты, отрицающие движение в качестве внешней характеристики вещей, объясняют перемещение мгновенным исчезновением вещи в одной точке и ее возникновением в смежной с ней др. точке). Для буддистов К. не является раз и навсегда определенной и универсальной мерой времени: К. называются те кратчайшие периоды, на к-рые разбивается тот или иной процесс. Так, в школе тхеравада одна К. материальных процессов равна 17 К. ментальным, а одна К. органов чувств — трем ментальным. В школах ватсипутрия и самматия мгновенными считались только ментальные процессы, а не материальные (за исключением искр пламени и звуков).

Однако не все буддисты придерживались мнения, что К. поддается измерению с помощью др. мер времени или событий, нек-рые видели в ней бесконечно малую величину, мера к-рой известна только Будде. Когда Буддагхоса утверждал, что за то время, пока длится щелчок пальцами («материальное» мгновение), протекает 100 тыс. млн. (символ бесконечно большого числа) К. читты — ментальных мгновений (Сараттхаппакасини П.99.27-31), он лишь подчеркивал абсолютную и непостижимую изменчивость ментальных событий.

Буд. философы видели в К. подлинную реальность, к-рая состоит в безначальном и бесконечном потоке (сантана) становления. Васубандху определяет К. как «обретение самости, за к-рым немедленно следует разрушение» (Абхидхармакоша IV.2-3), т.е. фактически отождествляет К. с самим событием возникновения-разрушения дхармы, исключая к.-л. длительность и тем более субстанциональную подоплеку опыта. В мадхьямаке понятие К. подвергалось критике за то, что, признавая разрушение К., следовало бы признать не только ее возникновение, но и промежуток между возникновением и разрушением, в случае чего К. перестает быть неделимым мгновением (Ратнавали 1.69-70).


Лит.: Silburn L. Instant et cause. Le discontinu dans la pensée philosophique de l'Inde. P., 1955; Kalätattvakosa. Vol. 2. Concepts of Space and Time / Ed. К. Vatsyayan. D., 1992.
См. также лит. к ст.: Кшаникавада; Кала.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика