Кукай

Кукай 空海, посмертное имя Кобо-дайси 弘法大師 (774, пров. Сануки, совр. преф. Кагава, — 835, гора Коя, пров. Кии, совр. преф. Вакаяма) — яп. мыслитель, основатель школы сингон-сю. Родился в знатной семье, учился в Наре в чиновничьем Высшем училище, затем обратился к буд. горному подвижничеству. В 797 написал книгу «Три учения указывают и направляют» («Санго сиики»), где проводится сопоставление конф., буд. и даос, учений. Около 804 стал монахом, в 804-806 побывал в Китае, освоил «тайное учение» школы чжэнъянъ, прошел полное «тайное» посвящение и получил право основать школу сингон. После 809 получает поддержку государей, проводит «тайные» обряды по их велению и составляет «пожелания» (гаммон) — записи о состоявшихся обрядах. В переписке с Сайте 810-х гг. К. уточняет свой подход к «тайному учению» (миккё), настаивая на невозможности передачи «таинств» без надлежащей подготовки и полного посвящения. Строгое различение двух видов буд. знания К. проводит в «Трактате о двух учениях, явном и тайном, и о различиях между ними» («Бэнкэммицу никё-рон», 814). В 816 К. получает разрешение основать храм школы сингон на горе Коя. В трактате «Значение слов „стать буддой в нынешнем теле"» («Сокусин дзёбуцу ги») К. разбирает смысл буд. обряда. В «Значении слов „голос, знак и истинный облик"» («Сё дзи дзиссо ги», 817) К. обсуждает свойства «истинных слов» (санскр. мантра, яп. сингон) и языка вообще. Непросветленные живые существа и будда связаны между собой учением, Дхармой — это учение содержит в себе истину, мудрость будды и в то же время выражено словами, доступными пониманию людей. Среди слов есть «истинные», в к-рых мудрость будды присутствует непосредственно, и есть обычные, в к-рых она задана, но не проявлена. В «Значении знака хаум» («Ундзи ги», 817) К. обсуждает одно из «истинных слов», которым часто заканчиваются цепочки мантр. Последовательность звуков х-а-у-м — повторяет путь совершенствования подвижника и ход обряда: познание «сердца» сначала как источника всех дхарм, потом как носителя «исконной просветленности» (хонгаку), потом как вместилища разнообразных мыслей и знаний, к-рые в основе своей едины, и наконец — как будды Махавайрочаны (Вайрочаны), к-рый вступает в это «сердце», после чего подвижник может действовать на благо другим. С 819 К. поселился на горе Коя и при этом возглавлял несколько храмов в городах Нара и Хэйан. В 830 К. составил «Трактат о десяти состояниях сердца» («Дзюдзюсин-рон»), куда вошли подробные обзоры девяти «явных» учений, а также «тайного». В основу их обсуждения К. положил различение «состояний» «сердца-сознания» (кокоро), взятое из «Сутры о Великом солнце» (санскр. «Махавайрочана-сутра»). Сокр. вариант этого трактата, «Драгоценный ключ к тайному хранилищу» («Хидзо хояку»), был представлен ко двору государя. Под «тайным хранилищем» здесь понимается вся совокупность наставлений разных школ, а «ключ» к их верному пониманию дает «тайное учение». В «Тайном ключе к „Сутре сердца праджняпарамиты"» («Хання син-гё хикэн», ок. 834; см. Хридая-сутра) К. дает «тайное» толкование одного из широко известных текстов праджняпарамиты, соотнося отдельные его строки с разными учениями — «явными» и «тайным». Особое совершенство каждого фрагмента сутры состоит в том, что при его посредстве мудрость будды одним из возможных способов выявляется в тех или иных людях. Каждый такой способ соответствует определенному уровню «способностей» людей и воплощается в одном из бодхисаттв. Учение К. стало основой «тайного учения» яп. буддизма. Кроме трактатов К. составил также множество стихотворений и посланий на буд. темы, сведенных позже в «Собрание самородных чудес» («Сёрё сю»).


Соч.: ТСД. Т. 55, № 2161; т. 56, № 2190, 2199-2200; т. 57, № 2201, 2203а; т. 58, № 2211; т. 61, № 2221-2222, 2233, 2236, 2237; т. 62, № 2246; т. 69, № 2284; т. 77, № 2425-2431; т. 78, № 2461-2464; т. 84, № 2701; Кукай. Санго сиики. Сёрёсю (Три учения указывают и направляют. Собрание самородных чудес) / Под ред. Ватанабэ Сёко и Миядзака Юсё // Нихон котэн бунгаку тайкэй (Памятники япон- ской классической литературы). Т. 71. Токио, 1966; Сайте, Кукай сю (Произведения Сайте и Кукая) / Под ред. Ватанабэ Сёко // Нихон-но сисо (Японская философская мысль). Т. 1. Токио, 1969; Kukai. Major Works / Transi, by Y.S. Hakeda. N.Y.-L., 1972; Kobo-Daishi Kukai. Ausgewälte Schriften / Übersetzt und kommentiert von M. Eiho Kawahara und С Yuho Jobst. München, 1992; Кобо-дайси тесаку дзэнсю (Полное собрание сочинений Кобо-дайси). Т. 1-4. Токио, 1995; Кукай. Избранные труды (с приложением очерка истории развития эзотерического буддизма) / Сост., подготовка текста и примеч., очерк по истории эзотерического буддизма — А.Г. Фесюн. М., 1999; Кукай (Кобо-дайси). Три учения указывают и направляют (Санго сиики) / Пер. со старояп., коммент. и исслед. H.H. Трубниковой. М., 2005.
Лит.: Канаока Сюю. Кукай дзитэн (Кукай. Словарь). Токио, 1979; Abe Ryuichi. The Weaving of Mantra. Kukai and the Construction of Esoteric Buddhist Discourse. N.Y., 1999; Трубникова H.H. «Различение учений» в японском буддизме IX в. Кукай (Кобо-дайси) о различиях между тайным и явными учениями. М., 2000.

H.H. Трубникова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика