Кумараджива

Кумараджива (санскр. Kumârajïva, букв. «Полный жизни, как дитя», кит. Цзюмолоши, сокр. Лоши, Ши). 344/350, Куча (совр. уезды Куча и Шая, Синьцзян), — 409/413, Чанъань (совр. г. Сиань пров. Шэньси). Буд. мыслитель, монах, один из четырех крупнейших переводчиков буд. лит-ры на кит. яз. (наряду с Ань Ши-гао, Парамартхой, Сюань-цзаном). Отец К. Кумараяна происходил из знатной инд. семьи. После принятия монашеского пострига покинул Индию и отправился в гос-во Куча, где стал «духовным наставником государства» (кит. го ши). Мать К. Джива была младшей сестрой правителя Куча. В возрасте 7 лет К. вместе с матерью попал в монастырь, где начал изучать буддизм. В 9-летнем возрасте переехал в Кашмир, где под рук-вом наставника Бандхудатты изучал Трипитаку. В Кашгаре в течение года изучал абхидхарму. Приблизительно в это время К. познакомился с Сурьясомой, приверженцем махаяны, под влиянием к-рого начал изучать доктрины шуньявады. В 20 лет в Куча принял монашеские обеты. После покорения Куча династией Поздняя Цинь (др. назв. Яо Цинь) был взят в плен. В 401 г. прибыл в Чанъань, где оставался до самой смерти.

В Чанъани К. занимался переводческой деятельностью. Вместе со своими учениками перевел на кит. яз. основополагающие сутры махаяны, тексты винаи и шастры, в общей сложности, по разным источникам, от 300 до 425 цзюаней (свитков). Наиболее важными переводами являются: «Да пинь» («Большое творение», версия «Махапраджняпарамита-сутры» — «Сутры великой праджняпарамиты», в 27 цз.); «Сяо пинь» («Малое творение», краткая версия «Махапраджняпарамита-сутры», в 10 цз.); «Цзинь ган [божэ боломи] цзин» («Ваджраччхедика-праджняпарамита-сутра» — «Праджняпарамита-сутра, рассекающая неведение подобно удару громового скипетра», или «Алмазная сутра»); «[Мяо] фа [лянь] хуа цзин» («Саддхармапундарика-сутра» — «Сутра лотоса благого Закона», или «Лотосовая сутра»); «Вэймоцзе со шо цзин» («Вималакирти-нирдеша-сутра» — «Сутра о том, что сказал Вималакирти»); «Амито цзин» («Амитабха-сутра» — «Сутра о [будде] Амитабхе»); «Чжун [гуань] лунь» («Мадхьямака-шастра» — «Шастра о срединном [видении]»); «Бай лунь» («Шата-шастра» — «Шастра в ста [стихах]»); «Ши эр мэнь лунь» («Двадаша-никая-шастра» — «Шастра в двенадцати вратах»); «Чэн ши лунь» («Сатьясиддхи-шастра» — «Шастра о постижении истины»); «Да чжи ду лунь» («Махапраджняпарамита-шастра» — «Шастра великой праджняпарамиты»).

К. реформировал подход к переводам, благодаря чему удалось достичь более точной передачи сути буд. учения. Впоследствии тексты в переводе К. были канонизированы.

Филос. взгляды К. отражены в соч. «Цзюмолоши фа ши да и» («Великий смысл [учения] учителя Дхармы Кумарадживы»), составленном Хуй-юанем, а также в биографии К., изложенной в «Гао сэн чжуань» («Жизнеописания достойных монахов»). Они основываются на учении буд. махаянской школы мадхьямиков и являются интерпретацией доктрины «пустоты» (см. Шуньята) и двух истин (кит. эр ди); К. опровергал авторитет абхидхармы как учения, не соответствующего шуньяваде.

К. считается первым кит. патриархом школы саньлунь-цзун. Из его учеников наиболее известны «четыре философа»: Дао-шэн, Сэн-чжао, Дао-жун и Сэн-жуй.


Соч.: ТСД. Т. 45; Хуэй-цзяо. Гао сэн чжуань (Жизнеописание достойных монахов) / Пер. с кит., коммент. и указ. М.Е. Ермакова. Т. 1. М, 1991.
Лит.: Zürcher Е. The Buddhist Conquest of China: The Spread and Adaptation of Buddhism in Early Medieval China. Leiden, 1959; Robinson R.H. Early Madhyamika in India and China. L., 1967; Ермаков М.Е. Биография Кумарадживы в «Гао сэн чжуань» и ее версия в официальной китайской историографии // IX НК ОГК. Ч. 1. М, 1978; Тан Юн-тун. Хань Вэй лян Цзинь Нань Бэй чао фо-цзяо ши (История буддизма [в эпохи] Хань, Вэй, двух Цзинь, Северных и Южных династий). Пекин, 1983; Чжунго фо-цзяо (Китайский буддизм). Т. 1. Шанхай, 1989; SharmaN. Kumârajïva. The Transcreator of Buddhist Chinese Diction. D., 2011.

M.B. Анашина

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика