Кушала

Кушала (санскр. kusala, пали kusala, «искусное», «добродетельное») — термин буд. текстов, означающий благое, добродетельное действие, поведение, обеспечивающее «заслугу» (пунья). В нек-рых контекстах К. — ближайший инд. эквивалент блага как такового (ср. греч. to agathon), а потому в К. можно видеть и ключевой термин инд. «агатологии».

Философские изыскания в связи с К. во втором смысле восходят к дискуссиям ближайших предшественников и старших современников Будды в связи с возможностью характеристики того или иного феномена как благого или неблагого (акушала). В «Брахмаджала-сутте» среди философов времени Будды названы и «скользкие угри», уклоняющиеся от того, чтобы охарактеризовать нечто в качестве благого или неблагого с целью избежания любых оценочных суждений, к-рые ведут к страстности, привязанности, субъективности (ср. позицию греч. скептиков), либо из боязни потерпеть поражение в диспуте с экспертами в полемике (Дигха-никая 1.24-27). К. в значении «благо», «благое» употребляется в палийских суттах и дидактич. текстах в таких контекстах, как «тот позволяет сиять миру, кто „покрывает" дурное дело благим» (Маджджхима-никая 11.104, ср. Тхерагатха 1.872, Дхаммапада, ст. 173), а все благие качества (дхаммы), к-рые составляют правильное и добродетельное поведение, описываются выражением кусала-дхаммы (Сутта-нипата 1039,1078).

В значении благого дела К. представлена в формуле «десять благих дел» (даса-кусала-камма), к к-рым относятся: 1) щедрость (см. Дана); 2) соблюдение нравственных норм (см. Шила); 3) медитация; 4) уважение к высшим; 5) внимание к их нуждам; 6) передача другому своей «заслуги»; 7) радость из-за «заслуги» других; 8) слышание учения Будды; 9) проповедь учения Будды; 10) устойчивость в правильных взглядах. Приоритет щедрости среди прочих добрых дел не случаен и соответствует буд. представлению о том, что поддержка монашеской общины (сангха) еще более добродетельное дело, чем соблюдение правил нравственности, хотя из др. контекстов видно, что указанные 10 дел соотносятся с системой десяти «пунктов нравственности» (даша-шила). Три «корня» К. являются отрицанием трех «корней» неправедности: алчности, ненависти и «ослепления». В буддизме махаяны бодхисаттва не только передает др существам часть собственной добродетели и «заслуги», но и стремится разделить с ними всю свою добродетель и «заслугу» и даже ее «корни» (кушала-мула). При этом у него исчезает всякое желание лучшего рождения и остается лишь великое сострадание ко всем одушевленным существам.


Лит.: Tedesco P. Sanskrit kusala — "skilful, welfare" // JAOS. 1954. Vol. 74. P. 131-142.

B.K. Шохин

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика