Куся-сю

Куся-сю (倶舎宗 — одна из шести школ, возникших в Японии в период Нара, «импортировавшая» в Японию учение сарвастивады в сер. VII в. Деятельность этой школы связана с именами Досё (638-700), Дзёэ (644-714), Тицу (?), Титацу (?), Гэмбо (?—746). «Куся» — яп. транскр. названия осн. канонич. трактата этой школы «Абхидхармакоша» («Сокровищница Абхидхармы»), созданного в V в. Васубандху. Он содержит все фундамент, понятия философии инд. буддизма и поэтому был обязательным в системе образования буд. духовенства всех школ, хотя его идейные интенции шли вразрез с осн. направлением развития яп. буддизма. В Японию этот текст попал в VII в. в кит. варианте в переводе Сюань-цзана. Школа К., относящаяся к хинаяне, была привнесена в Японию махаянистами. Центр, место в учении сарвастивадинов занимают теория дхарм и их классификации, составляющие сложную космологическую систему. Исходное положение школы: все дхармы существуют реально в настоящем, прошедшем и будущем времени. В целом школа К. различала 75 разновидностей дхарм, к-рые подразделялись на пять категорий: четыре {дхармы, относящиеся к чувственному, к сознанию, к психическим и непсихическим процессам) квалифицировались как причинно обусловленные, подверженные изменениям в каждое мгновение, и одна — как категория причинно необусловленных дхарм, куда причислялись две дхармы, прекращающие действие эмпирической причинности, и дхарма, устраняющая условия для протекания потока причинно обусловленных дхарм в пространстве. К. в соответствии с учением хинаяны рассматривала движение и образование конфигураций дхарм, подверженных рождению, пребыванию, изменению и исчезновению, как источник иллюзии феноменального бытия и существования «я» и интерпретировала нирвану как прекращение движения дхарм. Школа К. восприняла учение Васубандху о «мирах», или «уровнях бытия», по к-рым блуждают живые существа в процессе перерождений. Выделялись «пять миров» (гокай): мир ада, мир голодных духов, мир животных, мир людей и мир божеств, а также «три мира» (сангай) с т.зр. степени успокоенности дхарм: мир желаний, мир чувственного и мир нечувственного. Эта классификация «миров»- состояний соответствовала в учении К. 1-й Благородной истине буддизма — истине страдания. 2-я Благородная истина (о причинах страдания) соотносилась с делением причин движения дхарм на внешние, связанные с действиями, и внутренние, связанные с заблуждениями. Доктрина о восхождении по «восьми ступеням святости» (хассё), в процессе к-рого происходит последовательное успокоение дхарм, завершающееся прекращением цепи перерождений и нирваной без остатка, соответствовала 3-й Благородной истине — о возможности избавления от страданий. В учении о соблюдении заповедей и типах медитации конкретизировалась 4-я Благородная истина — о наличии пути избавления от страданий.


Лит.: Matsunaga A., Matsunaga D. Foundation of Japanese Buddhism. Vol. 1. Los Angeles-Tokyo, 1976; Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987.

Л.Б. Карелова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика