«Ли цюй цзин»

«Ли цюй цзин» 理趣經 (кит., «Сутра о сущности принципа»). Одна из сутр дальневост. эзотерического буддизма. По мнению буддологов, исходным для ее составителей был 578-й свиток из свода праджняпарамиты сутр, переведенного Сюань- цзаном. Совр. канонический вид «Л.» приобрела, очевидно, в нач. VIII в. и вошла в корпус текстов, связанных с «Сутрой об Алмазном венце» («Ваджрашекхара- сутра»).

Проповеди, запечатленные в «Л.», кит. буд. учителя называют «вратами в Великую Радость» (цзи лэ мэнь). Все существующее на уровне феноменального бытия «изначально чисто», т.к. пронизано «совершенной мудростью» Будды. Поэтому «изначально чистыми» признаются тело и мысли человека, включая его плотские желания. «Великая Радость» — это не радость преодоления вожделений, к-рые мешают освободиться от «привязанностей» и являются «страданием», а радость просветления. «Изначальная чистота» всего сущего постигается посредством эзотерической религ. практики. Гнев Будды, указывающего на «плохое», называется «великим состраданием».

В Японии эту сутру было принято декламировать в храмах школы сингон-сю (кит. чжэнъянъ-цзун) во время ежедневных утренних служб. Отрывки из нее читались во время ритуалов по очищению от грехов и на церемониях, посвященных избавлению страны от стихийных бедствий.


Лит.: Адзиа буккё си. Нихон хэн (История буддизма в Азии. Япония). Т. 2. Токио, 1972; Ивамото Ю. Нитидзё буккё го (Повседневная буддийская лексика). Токио, 1972; Буккё кайдан дзитэн (Словарь буддийских текстов). Токио, 1974; Буккё дай дзитэн (Большой буддийский толковый словарь). Токио, 1988; Игнатович А.Н. Буддийская философия периода Хэйан // Буддийская философия в средневековой Японии. М., 1998.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика