Ли-ши

Ли-ши (кит., «принципы» — «дела/вещи»). Понятийная оппозиция, введенная мыслителем кит. школы сюань-сюэ Ван Би (III в.) и впоследствии обозначившая осн. положение философии буд. школы хуаянь-цзун («школа [Сутры] цветочной гирлянды») о сущностном единстве абсолютного и феноменального бытия. В философии хуаянъ под «принципами» (ли) понимается абс. субстанция, составляющая сущность всех дхарм. Ли отождествляется с универсальным «телом дхармы» (санскр. дхарма-кая, кит. фа шэнъ), к-рое именуется также «принципом — телом будды» (ли фо шэнъ), а восходящая к нему природа всех живых существ и мира в целом — «[основанной на] принципе природы будды» (ли фо син). Под «делами/вещами» (гии) подразумеваются все вещи и живые существа феноменального мира сансары, т.е. «сущее».

Исходя из махаянской доктрины единства сансары и нирваны, философы школы хуаянъ — Ду-шунь (VI-VII вв.), Фа-цзан (VII—VIII вв.), Цзун-ми (VIII-IX вв.) и др. выдвинули положение не только о субстанциальной общности ли и гии, но и о «беспрепятственном [взаимопроникновении] принципов и дел/вещей» (ли гии у аи), к-рые содержат и обусловливают друг друга, составляя единство двух аспектов «единого сознания [будды]» (и синь). Это учение дополняется мыслителями хуаянъ положением о «беспрепятственном [взаимопроникновении] всех дел/вещей» (гии гии у аи). Оно обосновывается авторитетом инд. «Гандавьюха-сутры», входящей в «Аватамсака-сутру» (кит. «Хуа янь цзин» — «Сутра цветочной гирлянды»). Гл. «О вхождении в дхармадхату» этой сутры гласит, что мир подобен волшебной сети из драгоценных камней, каждый из к-рых отражает в себе все прочие камни и сам бесконечно отражается в них. Доктрины «беспрепятственного [взаимопроникновения]» определяют специфику философии школы хуаянь, постулирующей духовное единство мира как упорядоченного множества, каждый элемент к-рого включает в себя мир в целом. Учение о Л., содержащее элементы идеалистически понятой диалектики части и целого, единого и многого, является примером осмысления доктрин инд. буддизма в категориях традиц. кит. философии.


См. лит. к ст. Хуаянь-цзун.

Е.А. Торчинов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика