Линьцзи-цзун

Линьцзи-цзун — «школа [патриарха] Линь-цзи». Одно из пяти направлений буд. школы чань-цзун, выделившихся из южн. ветви чань в конце правления дин. Тан (618-907) и при Пяти династиях (907-960). Основана монахом по имени И-сюань, получившим известность как Линь-цзи — по названию монастыря в Чжэньчжоу (совр. Чжэньдин пров. Хэбэй), где находилась его школа (см. Линь- цзи И-сюань). Школа начинает приобретать популярность в VIII-IX вв., а с сер. Хв. становится ведущим направлением в чань-буддизме. Сохранилась до наст, времени в Китае, Японии (школа риндзай-сю), Вьетнаме и Корее. При патриархе Чу-юане в правление дин. Сев. Сун (960-1127) разделилась на две главные ветви — хуан лун иянци.

Канонич. тексты школы Л. — «Линь-цзи лу», «Лю цзу тань цзин», а также осн. трактаты буддизма махаяны в традиции школ мадхьямака (см. Саньлунь- цзун) и йогачара. Опиралась на фундаментальные положения философско-психологич. зрения буддизма махаяны, интерпретируя их в русле учения о «внезапном просветлении» (дунь у) южн. ветви чанъ и делая акцент на «внезапном» выявлении «природы будды» (фо сын) в сознании человека «здесь и сейчас». Теоретически это обосновывалось концепцией «истинного человека без места» (у вэй чэюэнь жэнъ), тождественного «истинному сознанию» (чэюэнь гии) всех будд и чаньских патриархов и всегда пребывающего, как утверждал Линь-цзи, в любом человеке. Поэтому для актуализации «истинного человека» необходимо в едином порыве спонтанного озарения отбросить все внутр. преграды на пути к «истинно-правильному просветлению», в т.ч. привязанность к таким сакральным понятиям, как «будда», «нирвана», «просветление» и др., не стремясь обрести нечто вне своего «первородного сознания» (бэнъ синь) и не совершая никаких искусств, усилий, направленных на «исправление» собств. природы. Применительно к практике психотренинга адептов школы Л. это обусловило крайне жесткие и динамичные формы «шокового» воздействия на психику ученика, напр, внезапные удары палкой или кулаком и оглушительные восклицания «хэ!». Поэтому школа Л. получила также известность как «школа кулака и палки», «школа палочных ударов и восклицаний „хэ!"». Характерной особенностью практики психотренинга было также решение парадоксальных задач (см. Гун-ань), получившее широкое распространение при патриархах Юань-у (XI-XII вв.) и Да-хуй (кон. XI — XII в.). Л. оказала сильное влияние не только на др. направления в чань-буддизме, но и на идеологию и культуру ср.-век. Китая и др. стран Вост. Азии, сыграв особенно заметную роль в формировании культуры психич. деятельности дальневосточных народов.


См. лит. к ст. «Линь-цзи лу».

Н.В. Абаев

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика