«Лю цзу тань цзин»

«Лю цзу тань цзин» (кит., яп. «Рокусодан-кё») — «Сутра помоста шестого патриарха». Др. кит. назв.: «Хуй-нэн цзин» («Сутра Хуй-нэна»). Один из осн. канонич. текстов чань-буддизма (см. Чань-цзун, Чань-сюэ), излагающий центр, положения филос.-психологического учения южн. ветви (нанъ цзун) чанъ, основанной 6-м чаньским патриархом Хуй-нэном (VII — нач. VIII в.) и после его смерти занявшей доминирующее положение в кит. чань-буддизме. Единственное из ориг. произведений кит. буддистов, к-рое было названо сутрой, хотя к разряду сутр в буд. каноне относятся тексты, содержащие слова самого Будды. Помимо проповедей включает записи бесед Хуй-нэна с учениками и светскими последователями, гатхи (стихи религ: содержания) и нек-рые эпизоды из жизни патриарха. Первый вариант текста был составлен ближайшим учеником Хуй-нэна Фа-хаем в 714, впоследствии были составлены и изданы несколько др. версий.

Центр, место в сутре занимает детальное обоснование концепции «внезапного просветления» (дунь у), направленной против учения сев. ветви (бэй цзун) чань-буддизма, к-рую возглавлял Шэнь-сю (VII — нач. VIII в.), придерживавшийся концепции «постепенного просветления» (цзянь у). Во 2-й пол. VIII в. «Сутра помоста шестого патриарха» была канонизирована всеми чань-буддистами. Дальнейшая история учения школы чань в значительной степени связана с развитием доктрин, в ней содержащихся.


Лит.: Книга поучений шестого патриарха [Хой-нэна] // Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М., 1975. С. 304-335; Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосиб., 1989. С. 175-227.

Н.В. Абаев

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика