Люй-цзун

Люй-цзун (кит.) — «школа устава». Др. названия: наныианьлюй(-цзун) («школа устава с Южных гор»), наныианъ(-цзун) («школа с Южных гор»). Течение в кит. буддизме, считающее гл. путем достижения «просветления» (бодхи) и освобождения от мирской грязи строгое соблюдение дисциплинарных предписаний, к-рые были оформлены в самый разработанный среди буд. школ устав (санскр. виная, кит. люй). Практически до X в. под названием Л. фигурировал ряд не связанных между собой сект.

Начало апологетике дисциплинарных предписаний было положено в сер. III в. инд. миссионером Дхармакалой, переведшим на кит. яз. трактат «Верность соблюдению обетов для множества монахов» («Сэн ци цзе синь»), толкующий о смысле соблюдения нравств. и гигиенических норм, дисциплинарных предписаний и обетов веры. В традиции Л. Дхармакале отводится место первопатриарха, хотя в нек-рых ответвлениях школы его предшественником считается инд. монах Дхаруда, чьи труды там использовались. Благодаря Дхармакале и др. инд. миссионеру Дхармашастье широкое хождение в Китае получили трактаты «Десять речений винаи» («Ши тун люй») в пер. Кумарадживы, «Виная в четырех частях» («Сы фэнь люй») Дхаруны, «Великое множество монашеских обетов» («Мохэ сэн ци люй»), «Пять разделов винаи» («У бу люй»), составившие в дальнейшем канон Л. под назв. «Четыре [заповеди] винаи» («Сы люй»).

В кон. V в. активной проповедью монашеских обетов занимался Фа-сун, а его последователь Дао-шу написал комментарий к основополагающему трактату «Сы фэнь люй». Хуй-гуан (2-я пол. VB.) продолжил традицию кит. комментариев к инд. текстам по винае, а также скомпилировал трактат «Законы кармических обетов» («Цзе мо цзе фа»), к-рый стал собственно кит. базой школы Л. В VI в. Чжишоу, считающийся 8-м патриархом школы, стал обучать последователей уже по кит. комментариям-шастрам (кит. лунь) к инд. трактатам. Его проповедь монашеских предписаний, осмысленных в русле кит. традиции, оказала значительное влияние на кит. буддизм VI-IX вв.

9-й патриарх школы Дао-сюань (кон. VI — VII в.), ученик Чжи-шоу, крупнейший теоретик школы, завершил ее доктринальное оформление. Ряд его трудов был причислен к канону Л. Однако нек-рые его постулаты входят в противоречие с классикой винаи, находящейся под инд. влиянием. Приглашение Дао-сюаня к императорскому двору вместе с Сюань-цзаном для перевода инд. буд. сутр фактически означало офиц. признание его патриархом самостоятельной школы, к-рая с того времени начала называться наныианьлюй или наныиань. Параллельно существовали др. школы традиции винаи, в частности сянбу(-цзун) («школа проявления», она же сыфэньлюй-цзун — «школа четырех частей винаи») патриарха Фали (у к-рого также учился Дао-сюань) и школа его ученика Хуай-су дунта(-цзун) («школа Восточной пагоды»). Между последними двумя школами шла борьба из-за разногласий при комментировании «Сы фэнь люй». Попытка примирения школ сянбу, дунта и наныиань была предпринята в 778, когда в монастыре Аньго-сы собрались 14 их представителей для устранения наиболее явных противоречий. Однако в новом, сводном каноне вновь возобладали тенденции «нового комментария» Хуай-су. Противостояние продолжалось и привело к упадку дунта и сянбу, а канонич. традиция повела прямую линию учения Л. от Дхармакалы через Хуй-гуана к Дао-сюаню, игнорируя разрыв Дао-сюаня с классич. винаей.

В дальнейшем наиболее известными представителями Л. были Чжоу-сю, Вэнь- ган, Да-цы, Цзинь-чжэнь, ученик Вэнь-гана Дао-ань (VII — нач. VIII в.). Современник последнего И-чжэн привез из Индии ряд новых сутр о правилах винаи, но они уже не могли оказать на кит. традицию существ, влияния. Юань-чжао (XI — нач. XII в.), к-рый от учения тяньтай-цзун обратился к Л., предпринял усилия к совмещению канонов этих двух школ, даже составил комментарий к трудам Дао-сюаня для адептов тяныпай.

В основе доктрины Л. лежит «учение о запретах» {чэюи-цзяо) и «учение о метаморфозах» (хуа-цзяо). Первое постигается через соблюдение правил винаи, второе — посредством системы медитации и благочестивых размышлений, разработанной Дао-сюанем. «Учение о метаморфозах» подразделяется на три учения: о «пустотности» (син кун; см. Шуньята), о «проявлениях пустоты» (сян кун) и о «милосердии и сострадании» (цы энь). «Учение о запретах» также делится на учения: об «истинности Дхармы» — о необходимости соблюдать обеты; о «ложности имен/названий» — о безатрибутности «тела обетов»; о «совершенном учении» — об исключительно интериоризированном смысле «тела обетов», понимаемого как момент передачи от учителя к ученику смысла предписаний винаи. Они должны восприниматься как трансцендентная сущность, неотличная от абсолютного «тела будды»; эта сущность называлась «неделанное» (у цзо), а в совр. школах кит. буддизма — «неявленное» (у бяо). На формирование данной концепции большое влияние оказала доктрина школы фасян-цзун, гл. обр. тезис о «сознании- сокровищнице» (алая-виджняна).

Характерной чертой Л. стало учение о «предписаниях о том, чего надо избегать» (чжи тэ цзе) и «предписаниях о том, чего следует придерживаться» (цзо тэ цзе). Оба разряда касаются четырех областей: «предписания о Дхарме» — правила, установленные самим Буддой для последователей; «предписания о теле» — внутренние нравств. установки; «предписания о поступках» — основы практич. деятельности монаха; «предписания о проявлениях» — несколько десятков внешних свидетельств духовного состояния. «Предписания о том, чего надо избегать» означают прежде всего «несовершение злых дел» и реализуются в виде запретов, число к-рых возрастает с каждым этапом послушания — 250, 380 и т.д. «Предписания о том, чего следует придерживаться» предусматривают «спокойную жизнь» и покаяние, а также дают ряд указаний по поводу того, как надо спать, сидеть, какую одежду носить, какие лекарства принимать, чем питаться и т.д. Особый упор делается на объяснение смысла основополагающих буд. правил ахимсы — непричинения зла живым существам, ибо все они дети Будды.

Л. оказала большое влияние на кит. буддизм VII—XIII вв. Разработанные в ней монашеские уставы использовались школами тяныпай-цзун, хуаянь-цзун, цзинту-цзун и др. Теоретич. споры между разными направлениями Л. позволили кит. буддизму во многом отойти от инд. традиции и дали толчок к развитию в нем вероучительных положений о внесущности обетов, безатрибутности передачи учения и т.д. В VII в. Л. утвердилась в Корее (школа юльчон), в VIII в. — в Японии (школа риссю).

В XX в. Л. — одна из ведущих школ кит. буддизма, ее уставы приняты в крупнейших монастырях Китая. Подразделяется на два гл. направления: одно делает упор на «внешнее» соблюдение дисциплинарных правил, второе — на медитативную практику и постижение через нее «внутренних» предписаний, при этом «внешние» правила играют второстепенную роль.


Лит.: Дэ Тянь-минъ. Люй-цзун гайлунь (Очерк [учения] люй-цзун). Байхуафань, 1969; Чжунго фо-цзяо (Китайский буддизм). Т. 1. Шанхай, 1980. С. 285-291; Цзяньмин Чжунго фо-цзяо ши (Краткая история буддизма в Китае). Шанхай, 1986.

A.A. Маслов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика