Лю-цзя ци-цзун

Лю-цзя ци-цзун (кит., «семь учений шести школ», «семь школ шести общин»). Общее название буд. сект IV-V вв. в Китае, занимавшихся разработкой концепции праджни (кит. божэ). Все они были образованиями, предшествовавшими формированию полноценных школ в кит. буддизме позже, при дин. Суй (581-618) и Тан (618-907).

Сочинения мыслителей «семи учений шести школ» не сохранились, однако их взгляды реконструируются на основе косвенных источников, прежде всего «Чжун лунь шу» («Толкования „Шастры о срединности"») Цзи-цзана (VI-VII вв.) и «Чжао лунь шу» («Толкования суждений/шастр [Сэн-]чжао») Юань-кана (VII— VIII вв.; см. Саньлунь-цзун; Сэн-чжао). В свою очередь, авторы этих сочинений ссылаются на «Лю-цзя ци-цзун лунь» («Суждения/Шастры семи учений шести школ»), автор к-рого Тань-цзи жил в период Сун (420-479) эпохи Южных и Северных династий, однако этот текст был утерян уже к эпохе Суй.

После перевода ряда праджняпарамиты сутр на кит. яз. возникли различные трактовки таких индо-буддийских категорий, как праджня («мудрость»), шуньята («пустота») и др., что и отразилось в наименовании каждого из «семи учений шести школ»:

бэньу-цзун (учение об изначальном отсутствии; школа коренного отсутствия) Дао-аня; в основе его подхода лежало положение об «изначальной/коренной» (бэнъ) «пустотности» и «безмолвности» природы дхарм, ее «изначальном отсутствии» (бэнь у). «Отсутствие» (у) понималось как «начало разнообразных форм», предшествующее «бесчисленному множеству метаморфоз»;

бэньу-и-цзун (особое учение об изначальном отсутствии) Чжу Фа-шэня и Чжу Фа-тая. Последователи этого направления, к-рое отделилось от бэнъу-цзун, считали, что «отсутствие/небытие» первично, а «наличие/бытие» (то) вторично; «отсутствие» не может быть рупа-дхармой, т.е. «чувственным»;

цзисэ-цзун (учение о материальных формах) Чжи Дуня, утверждавшего, что «рупы как таковые» (цзи сэ), т.е. формы материальных вещей, не имеют собств. природы, они на самом деле «пусты»;

синьу-цзун (учение о сознании отсутствия) Чжи Минь-ду, делавшего акцент на то, что конкретный чувственный опыт вступает в противоречие с буд. положением о «пустоте всего сущего», изложенным в сутрах праджняпарамиты\ шихань-цзун (учение о восприятии внутреннего) Юй Фа-кая, к-рый полагал, что изначальная природа «десяти тысяч дел и вещей» «пуста», однако благодаря «сомнительному восприятию» людей правильное знание искажается, и изначальная природа вещей уже не кажется «пустой»;

хуаньхуа-цзун (учение о метаморфозах) Дао-и (или Тань-и), трактовавшего дхармы как призрачные, изначально не существующие;

юаньхуй-цзун (учение о причинном происхождении) Юй Дао-суя, развивавшего теорию двух истин (эр ди)\ «наличие/бытие» возникает благодаря «соединению причин», это «мирская истина»; «отсутствие/небытие» — это «рассеивание причин», «истина первого порядка».

Представители этих направлений были тесно связаны между собой: напр., Юй Фа-кай и Юй Дао-суй были учениками одного учителя. «Семь учений шести школ» оказали большое влияние на развитие доктрины праджни в философии кит. буддизма.


Соч.: Цзи-цзан. Чжун лунь шу (Толкования «Шастры о срединности») // ТСД. Т. 42, № 1564; Юань-кан. Чжао лунь шу (Толкования суждений/шастр [Сэн-]чжао) // ТСД. Т. 45, № 1859; Хань Тин-цзе. Цзи-цзан Саньлунь сюань и цзяо ши («Сокровенный смысл трех шастр» Цзи-цзана со сверкой и толкованиями). Пекин, 1987.
Лит.: Чжунго фо-цзяо ши (История китайского буддизма) / Под ред. Жэнь Цзи-юя. Т. 2. Пекин, 1982; Тан Юн-тун. Хань Вэй лян Цзинь Нань Бэй чао фо-цзяо ши (История буддизма [в эпохи] Хань, Вэй, двух Цзинь, Северных и Южных династий). Пекин, 1983; Фан Ли-тянь. Фо-цзяо чжэсюэ (Буддийская философия). Пекин, 1987.

М.В. Анашина

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика