Лю сян

Лю сян 六相 (кит., «шесть видов»). Концепция кит. буд. школы хуаянь-цзун, в к-рой была предпринята попытка логич. аргументации условности и относительности противоположностей.

Первоначально концепция «шести видов» как признаков бытия была изложена в соч. Васубандху «Дашабхумика-сутра-шастра» (кит. «Ши ди цзин лунь» — «Суждения/Шастра о Сутре десяти земель»), но не получила спец. разработки в трудах его непосредств. учеников и последователей. В учение о «шести видах» она оформилась в сочинениях адептов хуаянь-цзун («школа [Cyrpbi] цветочной гирлянды»). Наиболее полно это учение было разработано в сочинениях Фацзана, 3-го патриарха школы: «Хуа янь цзин и хай бай мэнь» («Сто теорий в море идей „Сутры цветочной гирлянды"»), «Хуа янь и шэн цзяо и фэн ци чжан» («Трактат о различении смысла единой колесницы»), «Хуа янь цзинь ши цзы чжан» («Трактат о золотом льве в хуаянь»), «Хуа янь у цзяо чжан» («Трактат о пяти учениях в хуаянъ»).

Согласно концепции, в каждом предмете можно обнаружить «шесть видов/ признаков»: целое (цзун сян), часть (бе сян), тождество/подобие (тун сян), различие (и сян), установление (чэн сян), разрушение (хуай сян). «Шесть видов», в свою очередь, делятся на три противоположные пары: часть и целое; тождество/подобие и различие; установление и разрушение. Т.о., оказывается, что противоположности условны, а единство абсолютно; все противоположности взаимозависимы и взаимопроницаемы. При этом в отношениях взаимопроникновения и взаимосвязи находятся и все «шесть видов»: напр., дом одновременно — это вид целого, тождества/подобия и установления, а балки — одновременно вид части, различия и разрушения.


См. лит. к ст. Фа-цзан.

Л.Е. Янгутов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика