Лоджонг

Лоджонг (тиб. bio sbyong — «воспитание/тренировка ума»). Система тиб. религ. практик, базирующаяся на персонологических воззрениях буддизма. Виды практики Л. различаются по типам личности (низшей, средней и высшей), для к-рых они предназначены. К практикам для высшей личности относятся «семичленная» и «замена себя другими» (или «перемены места»). Их основной задачей является последовательное развитие мысли о просветлении (санскр. бодхичитта) посредством радикального изменения обыденной установки сознания, направленной на заботу о себе {ранне дзин).

«Семичленная практика» основана на учении праджняпарамиты сутр. Передавалась по линии преемственности от Нагарджуны к его ближайшему ученику Арьядэве, от него к Чандракирти и т.д. Практика «замены себя другими» основана на «Аватамсака-сутре», в истоке традиции стоял Шантидэва. В XI в. Атиша объединил обе эти традиции.

До начала практики Л. темами размышлений должны быть: уникальность человеч, рождения; трудность обретения человеч. рождения (оптимального для духовной практики); пороки сансары; непостоянство и смерть. На этом этапе порождается мысль об отречении от сансары (без чего невозможно порождение бодхичитты). Затем обдумывается необходимость зарождения бодхичитты, т.е. начинается собственно практика Л.

«Семичленная практика» состоит из семи этапов. 1. Вначале предписывается осознать, что каждое живое существо в бесконечной цепи предыдущих рождений когда-л. было «нашей матерью» (марше), поэтому к каждому существу необходимо относиться так же, как к собств. матери. На такой основе возможна генерализация чувств любви и сострадания (санскр. каруна), каждым человеком естеств. образом испытываемых к матери и распространяемых на все живые существа. 2. Нужно вспоминать о тех благодеяниях, к-рые живые существа оказывали (дриндрен). 3. Принять решение: в ответ на их благодеяния ответить им тем же и созерцать благодарность к ним (дринсой). 4. Проникнуться к ним любовью (йионкъи джампа), т.е. породить желание, чтобы все они пребывали в счастье. 5. Понимая, как они сейчас страдают, проникнуться великим состраданием (нъиндже ченпо), т.е. породить желание, чтобы все они избавились от страдания. 6. Породить твердое решение избавить все живые существа от страдания, т.е. породить «сверхмысль» (лхаксам) («сверх» — в том смысле, что подобная мысль отсутствует у шраваков и пратьекабудд). 7. Поскольку спасти от страдания может только будда, необходимо породить решение достичь просветления ради спасения всех живых существ. Это и есть решение бодхисаттвы, или бодхичитта, к-рая зарождается благодаря последовательному продвижению от одного этапа к другому.

Метод «замены себя другими» состоит из пяти разделов. 1. Осознание равенства себя и других, того, что все живые существа желают счастья и не хотят страданий так же, как и я. 2. Осознание неблагоприятных последствий привязанности к собств. «я», того, что источник нашего страдания, наш истинный враг — привязанность к «я». 3. Осознание преимущества заботы о других как главного источника счастья. 4. Замена себя (как объекта заботы) другими, т.е. реализация установки заботиться о других больше, чем о себе. 5. Практика «принятия и отдачи». Из сострадания мы мысленно принимаем на себя страдания всех существ и отдаем им все благое, что имеем, из любви. Осваивается этот метод в сочетании с особой техни- кой дыхания. Все плохое, что накопили в себе другие, втягивают с вдохом в себя в виде черного луча, представляя, что все эти загрязнения, проливаясь в сердце, тушат в нем пламя себялюбия, главного своего врага. Все же накопленные добродеяния отдаются другим с выдохом в виде белого луча.

В целом обе практики обеспечивали последовательное развитие личности в соответствии с базовыми филос. установками буддизма.


Лит.: Гете Джамъян Кьенце. Наставления по практике Лочжонг с разъяснениями практики Белой Тары / Пер. Р. Крапивиной. М., 1996; Еше Лодро Ринпоче. Комментарии к тексту Дхармаракшиты «Боевая чакра. Махаянское преображение мышления» / Пер. с тиб. С.П. Нестеркина и Ж.Д. Урбаханова. Улан-Удэ, 2000; Намюса Пел. Лочжонг «Лучи Солнца»: тренировка ума, подобная лучам солнца / Пер. с тиб., предисл. и коммент. И.С. Урбанаевой. Улан-Удэ, 2006.

С.П. Нестеркин

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика