Локоттаравада

Локоттаравада (санскр. lokottaraväda, «учение о том, что за пределами мира») — дочерняя школа махасангхики, образовавшаяся скорее всего в правление знаменитого кушанского царя Канишки (I-II вв.). Была распространена в Бамиане (Афганистан), где, вероятнее всего, по инициативе этой школы были воздвигнуты грандиозные статуи Будды. Простояв почти 2 тыс. лет, они были взорваны талибами в 2001 г. В Бамиане же с последователями Л. встречался в VII в. кит. философ и путешественник Сюань-цзан. По сведениям тиб. историка инд. буддизма Таранатхи, во время правления дин. Пала в Магадхе (Сев.-Вост. Индия), т.е. в VIII— XII вв., монастыри локоттаравадинов существовали также и в Магадхе, и в Бенгалии. Среди письм. памятников, к-рые с наибольшей вероятностью принадлежат локоттаравадинам, выделяется «Махавасту» («Великий сюжет»). Этот текст, составленный на гибридном (буддийском) санскрите прибл. во II—III вв. н.э., нередко называют «Виная-питакой махасангхиков»; на деле «Махавасту» содержит жизнеописание Будды, рассказы о его предшественниках и о чудесах, к-рые он творил.

Локоттаравадины довели до логич. предела важнейшие тенденции мировоззрения махасангхиков. Они различали вещи эмпирические (лаукика), к-рые нельзя считать собственно реальными, т.к. они обусловлены действиями и заблуждениями познания (випарьяя), и вещи сверхэмпирич., «надмирные» (локоттара), существующие в подлинно реальном смысле. К последним, по Л., относятся не только будды и бодхисаттвы, но также дхарма и нирвана. Будды — своего рода субстанции, внеположенные всему земному, наделенные всезнанием, бесконечные (ананта) даже в своих телесных измерениях (в связи с этим появление исполинских статуй в Бамиане отнюдь не случайно), бессмертные, погруженные в вечное состояние глубочайшего сосредоточения (самадхи). На самом деле они ничего не произносят, но иллюзия их речи оказывает активнейшее воздействие на живые существа. Бодхисаттвы призваны рождаться в лучших семьях (как сам Будда Шакьямуни), но из сострадания к живым существам они не брезгают и низкими рождениями.


Лит.: Bareau A. Les sectes bouddhiques du petit véhicule. Saigon, 1955; Dutt N. Buddhist Sects in India. D., 1977; ElPh. Vol. 8. Buddhist Philosophy from 150 to 350 A.D. / Ed. by K.H. Potter. D., 1999; Шохин В.К. Школы индийской философии. Период формирования (IV в. до н.э. — II в. н.э.). М, 2004.

В.К. Шохин

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика