Ло Цин

Ло Цин 羅清, Ло Хуй, Ло-цзу (Патриарх Ло). 1443-1527. Религ. мыслитель, основоположник синкретич. секты ло-цзяо («учение Ло»), или увэй-цзяо («учение о недеянии»). Основное соч. — «Пятичастный канон Ло Цина» («Ло Цин у бу цзин») — представляет собой переход от традиции передачи ортодоксальных буд. текстов на народном языке к синкретич. лит-ре народных сект. Учение Л. нацелено на соединение идей буд. школ цзинту-цзун и чань-цзун (см. также Чань-сюэ), конф. императивов, религ. космологии даос, типа, а также неоконф. форм филос. синтеза.

Свои построения он посвящает задаче спасения в чань-буддийской трактовке — возвращения к состоянию изначальной нерасчлененности сознания на субъект и объект, к его первородной целостности и избавления т.о. от мирских заблуждений. Чистая земля {цзин ту) и завет будды Амитабхи для высших ступеней посвящений, по учению Л., обретают значение символа, к-рый следует наполнить психоэмоциональным содержанием, обеспечивающим прорыв в собственное «первородное сознание» — обетованную Чистую землю. В духе чаньского парадокса (см. Гун-ань) Л. отрицал абс. значение религ. благочестия и религ. практики, в т.ч. медитации. Основополагающая категория в построениях Л. — «беспредельное» (у цзи), первоисточник сущего, в т.ч. людей, и буд. упорядочивающее начало, определяемое апофатически («не то и не это»). Л. отождествляет у цзи либо с одним из «трех тел» Будды (трикая) — дхарма-кая, либо с шуньятой, иногда придавая этому понятию оттенок персонификации — У цзи шэн-цзу (Святой патриарх беспредельного); атрибутика у цзи напоминает чань-буддийские характеристики идеального состояния сознания. В русле предшествующей кит. буддийской апологетики Л. отождествлял пять буд. заповедей с пятью конф. добродетелями: «не убий» — с «гуманностью» {жэнъ), «не прелюбодействуй» — с «благопристойностью» {ли) и т.д.; «сыновняя почтительность» {сяо) трактовалась как забота о спасении родителей, а одухотворяющее прочие добродетели начало виделось в стремлении освободить от сансары все живые существа. Путь к спасению сопровождается упразднением различий и противопоставлений, в т.ч. между «тремя учениями» {cam цзяо). Вместе с тем сам Л. считал свою доктрину буддийской, относя, например, секту байлянь-цзяо к «еретическим учениям» {се-цзяо). Учение Л. вошло в осн. комплекс представлений народных сект преимущественно буд. толка, в т.ч. байлянь-цзяо. Особое значение для сектантства имело утверждение им равенства социальных категорий, монахов и мирян.


Соч.: Чжэн синь чу и у сю чжэн цзы цзай бао-цзюань (Бао-цзюань о том, как с помощью истинной веры изгнать сомнения, и о достижении отрешения от мирской суеты). [Б.м.], 1968.
Лит.: Overmyer D. Folk Buddhist Religion: Dissenting Sects in Late Traditional China. Camb. (Mass.). — L., 1976; Абаев Н.В., Поршнева Е.Б. О влиянии чань-буддизма на учение Ло Цина (XVI в.) // Философские вопросы буддизма. Новосиб., 1984. С. 81-89; Поршнева Е.Б. Религиозные движения позднесредневекового Китая: Проблемы идеологии. М., 1991. С. 61-68.

По материалам И.В. Абаева и Е.Б. Поршневой

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика