Ма-цзу

Ма-цзу Дао-и 馬祖道 - 707/709, уезд Шифан обл. Ханьчжоу пров. Сычуань, — 13.03.788, гора Шимэнь пров. Цзянси. Чань-буддийский (см. Чань-цзун; Чань-сюэ) монах и мыслитель, представитель наньюэского (Наньюэ — Южный пик, т.е. Хэн- шань, одна из пяти священных вершин) направления, учившийся у ученика Хуй- нэна — Хуай-жана (677-744) и основавший хунчжоускую (Хунчжоу — обл. в уезде Наньчан пров. Цзянси) школу. Единственный в традиции чань-цзун после Хуй-нэна получил почетный титул «патриарх» (цзу), к-рый, будучи присоединенным к его светской фамилии Ma, образовал религ. имя Ма-цзу. Эта необычная адаптация фамилии, а не отказ от нее в пользу «дхармического имени» (фа мин) обосновывалась ссылкой на пророчество, переданное Хуй-нэном Хуай-жану и якобы восходившее к предшественнику Бодхидхармы, 27-му инд. патриарху буддизма Праджнятаре. Согласно этому предсказанию, «жеребенок будет попирать копытами Поднебесную», т.е. духовно господствовать над людьми, а фамилия Ma букв, означает «лошадь/конь». Для агиографич. образа М. характерны необычная внешность, «походка, как у быка, и взгляд, как у тигра», высокий рост и огромная сила, наличие двух признаков/проявлений (санскр. лакшана) великого человека (да жэнъ), цщ>я-чакравартина (лунь вон) и будды (фо) — способности дотягиваться кончиком языка до носа и кругов-мандал на подошвах ног. В юном возрасте М. стал послушником в монастыре Архатов (Лохань-сы) в обл. Цзычжоу (уезд Цзычжун пров. Сычуань) у преподобного (хэ-шан) Тана, идентифицированного с Чу-цзи (648-732/734), а затем получил окончательный постриг у наставника устава-вгшяя Юаня в обл. Юй-чжоу (г. Чунцин). После смерти Чу-цзи он поселился отшельником в скиту на горе Хэншань (пров. Хунань) близ монастыря Передачи дхармы (Чуаньфа-сы), где предавался сидячей медитации (цзо чань) и созерцанию-самадхи для того, чтобы стать буддой (цзо фо). В 734/735 состоялась его знаменательная встреча с Хуай-жаном, полтора десятилетия подвизавшимся в монастыре Праджни (Божо-сы), расположенном в той же горной местности. Хуай-жан сравнил усилия М. с бесперспективной попыткой отполировать камень до состояния зеркала и указал, что «сердечная основа (синь ди) содержит семена (санскр. биджа) будды», а «цветы самадхи не имеют проявлений-лакшаня». После этого М. стал его учеником. По прошествии 10 лет ученичества и после тайного получения «сердечной печати» (синь инь) чаньской традиции он начал самостоятельно проповедовать в пров. Фуцзянь и Цзянси. В последней он снискал особую популярность, добился поддержки властей и наставлял самого наместника, благодаря чему получил прозвище Цзянсийский Ма-цзу. Его окружало множество учеников, число ближайших из к-рых достигло 139. «Тремя великими мужами» (сань да ши) из них стали Бай-чжан Хуай-хай (720-814), Си-тан Чжи-цзан (735-814) и Нань-цюань Пу-юань (748-834). Посмертно в годы Юань-хэ (806-820) он был канонизирован и высочайше пожалован титулом Да-цзи чань-ши — Чаньский наставник Великой безмятежности/нирваны.

M., опираясь прежде всего на «Жу Лэнцзя цзин» («Ланкаватара-сутра») и используя даос, традицию, довел до логического конца теорию и практику чань- буддизма, утверждая, что «собственное сердце и есть будда», «все видимые формы (сэ, санскр. рупа) видятся сердцем» и «вне сердца нет другого будды, а вне будды нет другого сердца», т.е. все живое изначально наделено «природой будды» (фо сип), благодаря чему приобщение к Пути-дао и «небесной истине» (тянъ чжэнъ) может происходить «естественно» (цзы жанъ), спонтанно и в обыденной обстановке в форме «мгновенного просветления» (дунь у), а не длительно и постепенно посредством особой религ. практики или погружения в канонич. лит-ру. Он первым стал использовать громкий крик как стимулятор просветления. Его парадоксальные методы наставления доходили до грубых физич. воздействий, связанных с причинением неожиданной и сильной боли.

Творчество М. нашло отражение в составленном учениками собрании его бесед и проповедей «Ма-цзу Дао-и чань-ши юй лу» («Записи речей чаньского наставника Ма-цзу Дао-и»), или «Да-цзи чань-ши юй лу» («Записи речей чаньского наставника Великой безмятежности/нирваны»), и «Ма-цзу Дао-и чань-ши гуан лу» («Расширенные записи [речей] чаньского наставника Ма-цзу Дао-и»). Имеются его франц. (С. Despeux, 1980), англ. (В. Lievens, J.F.Pas, 1987) и рус. (A.A. Маслов, 2000) переводы. Оно было включено в составленную монахом И-цзаном в 1139 важнейшую антологию речей сорока с лишним чаньских наставников эпох Тан и Сун «Гу цзунь су юй лу» («Записи речей почтенных мужей древности», цз. 1) и «Сы цзя юй лу» («Записи речей четырех учителей», цз. 1). Биографич. сведения о М. изложены в «Тан гу Хунчжоу Кай-юань-сы Шимэнь Дао-и чань-ши та мин» («Надгробная эпитафия почившему [в эпоху] Тан [на горе] Шимэнь чаньскому наставнику Дао-и из монастыря Раскрытия первоначала в Хунчжоу») Цюань Дэ-юя (759-818), во вводной части «Записей речей Ма-цзу», «Сун гао сэн чжуань» («Предания о возвышенных монахах, [составленные в эпоху] Сун») Цзань-нина (919-1001), «Цзу тан цзи» («Собрание [записей из] Зала патриархов», 952) и «Цзин- дэ чуань дэн лу» («Записи о передаче светильника [годов] Цзин-дэ [1004-1007]», 1004) Дао-юаня.


Соч.: Entretiens de Mazu / Tr. par С. Despeux. P., 1980; Басо но гоёку (Записи речей Ма-цзу) / Ред. и коммент. Ивия Ёситаки. Токио, 1984; The Recorded Sayings of Ma-Tsu / Transi, by В. Lievens, J.F. Pas. N.Y., 1987; Речи Патриарха Ma // Малявин В.В. Книга мудрых радостей. М., 1992. С. 72-81; Речения Мацзу // Письмена на воде / Пер. с кит., исслед. и коммент. A.A. Маслова. М., 2000. С. 499-522; Sun-Face Buddha: The Teachings of Ma-Tsu & the Hung-Chou School of Ch'an / Transi, by Cheng Chien Bhikshu. 2001.
Лит.: Чжунго фо-цзяо (Китайский буддизм). Кн. 2. Шанхай, 1989. С. 217-218; Дюмулен Г. История Дзэн-буддизма. Индия и Китай. СПб., 1994. С. 175-181; Судзуки Д.Т. Очерки о дзэн-буддизме. Ч. 1-3. СПб., 2002-2005, указ.

А.И. Кобзев

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика