Срединный путь

Срединный путь (санскр. madhyamä pratipad, пали majjhimä-patipadä, кит. чжун дао, яп. пгюдо) — метод духовного самосовершенствования, открытый Буддой Шакьямуни в состоянии «пробуждения» (бодхи) и провозглашенный им путем к освобождению от перерождений (сансара) и достижению нирваны. Содержательно описывается как правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное осознавание и правильное сосредоточение (см. Восьмеричный путь).

Однако ценность С.п. состоит прежде всего в его «методологич.» посыле: избегать категорич. ответов («крайностей») и искать «срединное» решение каждой проблемы, исходя прежде всего из критерия оптимальной практич. эффективности.

В своей классич. формулировке С.п. противопоставляется «крайностям» гедонизма и аскетизма: «Есть, о братья, две крайности, к-рых должен избегать удалившийся от мира. Какие эти две крайности? Одна крайность предполагает жизнь, погруженную в желания, связанную с мирскими наслаждениями; эта жизнь низкая, темная, заурядная, неблагая, бесполезная. Другая крайность предполагает жизнь в самоистязании; эта жизнь, исполненная страдания, неблагая, бесполезная. Избегая этих двух крайностей, Татхагата во время просветления постиг Срединный путь — путь, способствующий постижению, способствующий пониманию, ведущий к умиротворению, к высшему знанию, к просветлению, к нирване» (Махавагга; пер. В.В. Вертоградовой).

В др. текстах под «крайностями» подразумеваются нек-рые взгляды (диттхи), напр, вера в вечный Атман (сассатавада) или его разрушение (уччхедавада), взгляды на прошлое и будущее и т.п. Во всех этих случаях «крайности» неизменно трактуются Буддой прежде всего как неэффективные, вредные верования, закабаляющие человека в сансарном состоянии.

Однако не следует понимать С.п. Будды как проповедь умеренности в желаниях, нечто среднее между мирской и религ. жизнью. Будда видел в них лишь препятствия к освобождению (клеши, асравы). «Срединный» подход к ним заключен в их полной нейтрализации (с помощью специальных медитативных практик, напр., практики осознавания — смрити). В сфере аскезы «срединность» не только возможна, но и желательна. Будда был противником жестких аскетич. практик, приводящих к непоправимому ущербу для здоровья. Сам он достиг «пробуждения» лишь после того, как утолил голод и жажду, к-рыми мучил себя вместе с др. аскетами в ту пору, когда считал аскезу единственным способом самосовершенствования. Вместе с тем его отношение к практике самоумерщвления не было однозначно отрицательным: «Я не говорю, что надо следовать всем аскетическим практикам. Я также не говорю, что все аскетические практики надо отвергать... Тем не менее, о домохозяин, если в результате определенных аскетических практик, примененных каким-то человеком, его неблагоприятные психические состояния увеличатся, а благоприятные уменьшатся, я скажу, что такие аскетические практики не должны применяться. Если же в результате определенных аскетических практик, примененных каким-то человеком, его благоприятные психические состояния увеличатся, а неблагоприятные уменьшатся, я скажу, что такие аскетические практики должны применяться» (Ангуттара-никая V.191).

В С.п. нет догматизма и предзаданности, он предполагает периодическое смещение центра тяжести то в одну, то в др. сторону, чтобы соответствовать постоянно меняющейся расстановке сил. Говоря о медитативных и аскетич. практиках, Будда прибегает не столько к моральным (основанным на оппозиции добра и зла), сколько к прагматич. категориям: его оппозиция кушала-акушала (благоприятный/выгодный — неблагоприятный/невыгодный) касается эффекта достижения нирваны. Однако конечная цель всех практик С.п. есть нечто от них принципиально отличное — нирвана лежит вне всех возможных оппозиций сансарного существования, в т.ч. и вне срединности.

Принцип срединности воплотился и в отношении Будды к т.н. «метафизич. вопросам» (конечность или бесконечность мира, существование вечной души и т.п.; см. Авьякрита) как не имеющим однозначного категорич. решения. Все же «положительные», т.е. «категорич.» положения самого Будды претендовали на «срединное» решение тех проблем, к-рые др. философы решали, по его мнению, «крайним», т.е. слишком категоричным образом. В «Ачела-сутте» доктрина пратитья самутпада (взаимозависимое возникновение) представлена как С.п. между этернализмом (сассатавадой), т.е. верой в вечное существование души, и аннигиляционизмом (уччхедавадой) — убеждением в том, что душа умирает вместе с телом (Самъютта-никая П. 18-21).

С.п. Будды не остался чисто прагматич. принципом, его превращение в своеобразную метафизич. и филос. доктрину совершается в махаянской школе мадхья-мака, в к-рой противоположности — нирвана и сансара — совершенно совпадают друг с другом, образуя телесный мир, пронизанный духовной сутью («природой будды», «освобождением», «пустотой»).


Лит.: Лысенко В.Г. Трудное дело середины: середина у Аристотеля и Срединный путь Будды // Сравнительная философия. М, 2004, с. 182-198.
См. также лит. к ст.: Восьмеричный путь; Чатвари арья сатьяни.

В.Г. Лысенко

С.п. в кит. буддизме. В соч. Нагарджуны «Муламадхьямака-карика» С.п. увязывается с принципом «восьми отрицаний» (кит. ба бу чжун дао — «срединный путь восьми отрицаний»). Цзи-цзан (549-623), систематизатор учения «школы трех трактатов» (саньлунь-цзун), продолжил разработку этой доктрины, обобщив в ней теории двух истин (кит. эр ди), «пустоты» {кун), «восьми отрицаний» {ба бу). С помощью метода чатугикотика (буд. логическая тетралемма; см. Чатушкоти), он выдвинул теорию видов С.п., выделив следующие: «одна середина / один срединный [путь]» {и чжун [дао]), «две середины / два срединных [пути]» {эр чжун [дао]), «три середины / три срединных [пути]» {сань чжун [дао\), «четыре середины / четыре срединных [пути]» (сы чжун [дао]).

«Одна середина» — «чистый путь» {цзин дао), освобождающий человека от пут сансарного бытия. В этом значении существует только один С.п. и других быть не может.

«Две середины» — С.п. двух истин: «мирской истины» {гии ди чжун [дао\) и «подлинной истины» (чжэнъ ди чжун [дао]). «Срединный [путь] мирской истины» — это проповедь будд и бодхисаттв, обращенная к простым людям и ориентированная на их неодинаковые способности. «Срединный [путь] подлинной истины» не имеет изъянов односторонности и соотносится со вторым видом двух истин.

«Три середины» включают в себя дополнительно к С.п. двух истин «срединный [путь] отрицания и подлинной, и мирской истин» {фэй чжэнъ фэй су чжун [дао]), к-рый соотносится с третьим видом двух истин. «Четыре середины» содержат: 1) «середину противопоставления противоположностей» {дуй пянъ чжун)\ 2) «середину устранения противоположностей» {цзинъ пянь чжун)\ 3) «середину уничтожения пребывания [в противоположностях и середине]» (цзюэ дай чжун); 4) «середину установления условного» (чэн цзя чжун). «Середина противопоставления противоположностей» означает существование таких противоположностей, как хинаяна и махаяна, учение об абс. смертности субъекта (дуань цзянь) и учение о бессмертии (чан цзянь). С.п. пролегает между ними. «Середина устранения противоположностей» означает, что для достижения С.п. необходимо устранить эти противоположности: пока они есть, нет С.п. Он обретается только с достижением понимания того, что существует С.п. между представлениями о смертности и бессмертии субъекта: субъект и смертен и бессмертен и не является ни тем ни другим. «Середина уничтожения пребывания» возникает тогда, когда устранены все изъяны противоположностей. Но если отсутствуют противоположности, то невозможно установить и С.п. Эта концепция недоступна пониманию большинства людей. Поэтому в своих проповедях будды и бодхисаттвы вынуждены прибегать к «середине установления условного», к-рая трактуется след. образом: «наличие/бытие» (ю) и «отсутствие/небытие» (у) в действительности являются «условными именами» (цзя мин). С.п. пролегает между отрицанием «наличия/бытия» и отрицанием «отсутствия/небытия». Однако, чтобы объяснить буд. Дхарму, наставники вынуждены прибегать к «условным именам».

Цзи-цзан соотносил четыре вида С.п. с учениями разл. школ. Первый вид отождествлялся с пониманием С.п. в учениях «внешнего пути» (вай дао), т.е. санкхьи, вайшешики и джайнизма. Применительно к ним слово «срединный» используется в значении «истинный, подлинный», поскольку самой концепции С.п. в них не было. Второй вид — это понимание С.п. в абхидхарме. Третий вид представлен учением школы чэнши-цзун («школа постижения истины»), к-рое базируется на «Сатьясиддхи-шастре» (кит. «Чэн ши лунь» — «Шастра о постижении истины»). Четвертый вид, самый совершенный, — в махаяне: С.п. между нирваной и сансарой, ведущий к подлинному просветлению.


См. лит. к ст. Ба бу чжун дао.

М.В. Анашина

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика