«Мадхьямака-шастра»

«Мадхьямака-шастра» (санскр. Madhyamaka-sästra, кит. «Чжун [гуань] лунь» — «Шастра/Суждения о срединном [видении]», яп. «Тю-рон»). Канонич. текст кит. школы саньлунь-цзун наряду с «Шастрой в ста строфах» (кит. «Бай лунь», санскр. «Шата-шастра») и «Шастрой в двенадцати вратах» (кит. «Ши эр мэнь лунь»). Приписывается основателю мадхьямаки («[учение о] срединности») Нагарджуне (II — нач. III в.), к-рый считается первым патриархом санълунъ-цзун. Кит. пер. Кумарадживы включает в себя соч. «Муламадхьямака-карика» («Коренные строфы о срединном видении») Нагарджуны и комментарии к ним, составленные Пингалой. Несмотря на различия, обнаруживающиеся при сравнении кит. текста «Муламадхьямака-карика» и восстановленного (по «Прасаннападе» — комментарию Чандракирти) санскритского, для них характерна общая направленность: изложение и обоснование доктринальных установок ранней шуньявады.

В трактате развивается идея нереальности дхарм: любое единичное (отдельное, отграниченное от другого) можно назвать существующим лишь относительно другого единичного. Подробно рассмотрев в разных аспектах соотношение причины и следствия, Нагарджуна делает вывод, что эти категории относительны и внутренне противоречивы: можно равным образом убедительно доказать, что между причиной и следствием нет никакой разницы или, наоборот, что они абсолютно различны. Анализируется также возможность безотносительного определения категорий движения, покоя, субстанции, качества, времени, изменения «я», а также существования Будды в «превращенном теле» (кит. хуа шэнъ). Реальной признается «сущность, которая имеет свою собств. природу (санскр. свабхава), не порождается причинами и не зависит от чего-л. другого».

Т.о., в системе рассуждений появляется понятие абсолюта как некой необусловленной и поэтому истинно реальной сущности (санскр. бхута-татхата; см. также Чжэнь жу). Для определения абсолюта и его соотношения с феноменальным бытием Нагарджуна использует категорию шуньята (пустота). «Пустоту» абсолюта необходимо отличать от «пустоты» единичной сущности. Сам Будда в «теле Дхармы» (дхарма-кая; см. Трикая), в своей сущностной абсолютной ипостаси «пуст» в том смысле, что у него нет никаких атрибутов, никаких пределов, его нельзя определить. «Пустота» абсолюта отнюдь не пустота в букв, смысле, его сущность неизменна, вечно тождественна самой себе. В то же время каждая единичная сущность «пуста» в силу отсутствия у нее собств. природы: белое является белым только по отношению к небелому и т.п., т.е. единичная сущность имеет ограниченную природу, всегда зависимую от определенной системы координат. Поскольку «природа будды» (кит. фо сын) изначально содержится во всех живых существах, а нирвана трактуется как постижение этой универсальной субстанции, то отсюда следует, что нирвана содержится в сансаре, т.е. иллюзорном, преходящем феноменальном бытии.


Лит.: Буккё сэйтэн (Буддийские священные писания). Токио, 1974; Игнатович А.К Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987; он же. Лотосовая сутра и ее место в истории буддизма на Дальнем Востоке // Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о цветке лотоса чудесной Дхармы. Сутра о постижении деяний и Дхармы бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость / Пер. с кит., коммент. и подгот. изд. А.Н. Игнатовича. М., 1998; Андросов В.П. Учение Нагар джуны о Срединности: исслед. и пер. с санскрита «Коренных строф о Срединности» («Мула-мадхьямака-карика»). М., 2006.

По материалам А.Н. Игнатовича

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика