Махабхуты

Махабхуты (санскр. mahäbhüta, «великий первоэлемент») — в инд. натурфилософии первоэлементы космоса, выделяемые на основе чувственных способностей человека: слух представлен акащей («эфир», «пространство»), осязание — ветром, зрение — огнем, вкус — водой и обоняние — землей.

В буддизме материальные первоэлементы ассоциируются с определенным состоянием: земля — с твердостью, плотностью и протяженностью, вода — с жидким состоянием и текучестью, огонь — с жаром, температурой и процессами распада, ветер — с подвижностью, что проявляется в действиях поддержания, притяжения, изменения и распространения, акаша — с пустым пространством, пропорциями и пространственными отношениями. Сами М. и их качества классифицируются в рубрике материально-чувственных рупа-дхарм (см. Дхармы; Санскрита-дхармы — асанскрита-дхармы), где они объединены свойством оказывать сопротивление (пратигхата). В махаяне к числу М., помимо материальных, причисляют акашу и сознание. Буддисты подчеркивают, что ни одна М. не может существовать самостоятельно, без поддержки остальных: в каждой материальной частичке {параману) присутствуют в равной доле все четыре М. (см. Атомизм), в связи с чем общий характер вещи определяется не количественным доминированием в ней той или иной M., a степенью ее интенсивности. Буддисты приписывают М. способность создавать видимость того, чем они не являются. Буддагхоса, намекая на омоним слова М. со значением «великий маг», сравнивает великие элементы с могущественным магом, к-рый превращает воду в кристалл, глину в золото, а сам превращается в фантом или птицу («Висуддхимагга»). М., считающиеся первостихиями, служат основой «вторичных» или «производных» элементов (упарупа), списки к-рых содержат 23 наименования, среди к-рых индрии (спобности зрения, слуха и т.п., воспринимаемые ими объекты — видимое, слышимое и т.п.), состояния материи и т.п. (см. Рупа). Однако мн. буд. тексты подчеркивают, что сами М. невидимы. Внешним М. соответствуют М. внутренние в человеческом теле: земля представляет все плотные внутренние органы; вода — жидкости: от крови до слюны; огонь — процессы, в к-рых требуется жар, напр, переваривание пищи, а также процессы распада (тело «сгорает», т.е. устает и стареет); ветер — движение, главное из к-рых дыхание; иногда добавляется акаша, к-рая представляет все отверстия в теле, внутренние переходы и т.п. Т.о., с помощью М. буддисты выражают идею единства человеческого опыта через единство макро- и микрокосма.


См. также ст. Акаша, Атомизм, Дхату.
Лит.: Karunadasa У. The Buddhist Analysis of Matter. Colombo, 1967.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика