«Махапраджняпарамита-сутра»

«Махапраджняпарамита-сутра» (санскр. Mahäprajnäpäramita-sütra, «Сутра великой праджняпарамиты», кит. «Да пинь божэ боломидо цзин», сокр. «Да пинь», яп. «Дайхання харамитта-кё», сокр. «Дайхання-кё»). Важнейшее соч. буддизма махаяны, входит в корпус праджняпарамитских текстов (см. Праджняпарамиты сутры). Состоит из 16 самостоятельных частей (сутр), расположенных в опред. последовательности со сквозной нумерацией (всего 600 цз.). Сутры сгруппированы по принципу «четыре места — шестнадцать собраний», т.е. по числу мест, в к-рых Будда, как считается, объяснял доктрины, заключенные в общей сутре, и по кол-ву таких проповедей. Наиболее авторитетными из 16 сутр являются т.н. Большая и Малая парамиты («Да пинь боломи цзин» и «Сяо пинь боломи цзин») и особенно 9-я, знаменитая «Алмазная сутра» (санскр. «Ваджраччхедика-праджняпарамита-сутра», кит. «Цзинь ган божэ боломи цзин»).

На кит. яз. «М.» переведена Сюань-цзаном. Проповеди Будды Шакьямуни, запечатленные в этой сутре, посвящены в осн. понятиям праджняпарамита и шунья («пустота»; см. Шуньята); «все дела и вещи» определяются как «пустые». Выполнение деяний, реализующих «шесть парамит» (лю боломидо), должно быть направлено на достижение т.н. ануттара-самъяк-самбодхи (кит. у шан чжэн пянь чжи — «полное и совершенное просветление»), наивысшего просветления, к-рым характеризуется состояние будды (цз. 52). Данное положение конкретизируется в обширной цз. 58. Бодхисаттва, следуя той или иной парамите (боломидо) или всем шести, обязан приводить в должное состояние (начиная с обеспечения пищей и одеждой и отвращая от «плохих мыслей» об убийстве своего ближнего и т.п.) окружающих его живых существ, что является непременным условием приближения к ануттара-самъяк-самбодхи.

Праджняпарамита возникает «ради великих дел; ради дел, к-рые невозможно вообразить; ради дел, к-рые невозможно назвать; ради дел, к-рые невозможно оценить (измерить, исчислить); ради дел, не сравнимых [ни с чем]» (цз. 49). Далее поясняется, что «великое дело» — это спасение буддами живых существ; «дело, к-рое невозможно вообразить» — Дхармы («законы») будд, татхагат, тех, кто освободился от зависимого существования, а также шравак и пратьекабудд; «дело, к-рое невозможно назвать», «дело, к-рое невозможно оценить (измерить, исчислить)», «дело, не сравнимое [ни с чем]» — это упомянутые выше Дхармы, недоступные обыкновенным людям.

Утверждение непостижимости истинного значения всех законов и явлений бытия обыкновенными людьми служит отправным пунктом для дальнейших рассуждений о праджняпарамите, смысл к-рых сводится к неоднократному повторению и подчеркиванию принципиально важного положения: именно благодаря праджняпарамите открывается истинная суть бытия и достигается ануттара-самъяк-самбодхи. При изучении парамит особое значение придается наставничеству. Потенциальный бодхисаттва должен прежде всего сблизиться с учителем, к-рый «хорошо объясняет» смысл этого понятия, и обеспечить ему соответствующее содержание (цз. 52). Ученик никогда не должен отдаляться от учителя, а должен всюду следовать за ним подобно тому, «как жеребенок не отстает от матери» (цз. 50). Т.о., утверждается безусловный пиетет к «учителю Дхармы». Кроме того, познающий парамиты обязан правильно передвигаться, стоять, сидеть, лежать, следить за своими мыслями, чтобы они не разлетались, как «легкие волоски на ветру». Иными словами, определяется важная роль психофизиологич. регуляции поведения будущего бодхисаттвы.


Лит.: Visser M.W. de. Ancient Buddhism in Japan. Vol. 1-2. Leiden, 1935; Буккё кайдан дзитэн (Словарь буддийских текстов). Токио, 1977; Dayal H. The Boddhisattva Doctrine in Buddhist Sanskrit Literature. D., 1978; Japanese-English Buddhist Dictionary. Tokyo, 1979; Фо-сюэ да цыдянь (Большой словарь по буддизму). Пекин, 1984; Introduction to the Buddhist Canon. 139 Buddhist Scriptures. Tokyo, 1984; Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987; MizunoK. Buddhist Sutras. Origin, Development, Transmission. Tokyo, 1995.

По материалам А.Н. Игнатовича

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика